Форум » Зарождение авиации. Первая Мировая война » Русские лётчики » Ответить

Русские лётчики

дмл: Ищу и собираю сведения о русских лётчиках дооктябрьской России

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 All

дмл: До недавнего времени мы совсем не знали истинных фактов из истории лётного дела. Особенно это касалось героев неба Первой мировой войны. Официальные издания называли три-пять имён, и, как правило, это были лётчики погибшие в схватках в небе. Классовый подход к истории исказил реальное развитие событий, предал забвению имена национальных героев. ---- Все знают имя В.П.Чкалова, пролетевшего под мостом в Ленинграде, но многие ли знают имя Харитона Славороссова (Семененко), пролетевшего под мостом через Вислу еще в 1912 году, или имена военных лётчиков Фриде и Грузинова, пролетевших на гидросамолётах под в с е м и мостами через Неву. ---- Всем известно имя А.Маресьева, но многие ли знают имена военных лётчиков Г.Гильшера и А.Прокофьева(Северского) летавших на фронтах первой мировой войны на протезах и ставших асами; ---- Всем известны имена советских асов Покрышкина и Кожедуба , а многи ли знают имена русских асов А.Казакова, Е.Крутеня,И.Орлова и других; -----А что Вам известно о русских лётчиках, добровольцами воевавших на Балканской войне 1912-1913 гг.; ------ Кто из Вас знает имена людей стоявших у истоков развития авиации в России и возглавлявших Военно-воздушный флот страны в годы Первой мировой войны ; ----- Все знают о французских лётчиках, воевавших с фашизмом в рядах советских ВВС, а многие ли знают о русских лётчиках воевавших на фронтах Первой мировой в небе Франции; ------ Многие ли знают о судьбах сотен русских лётчиков вынужденных бежать из своей страны после Революции и Гражданской войны, для многих из них это стало личной трагедией и их имена на многие годы были преданы забвению; ----- А судьбы лётчиков, которые перешли на сторону советской власти - они были зачастую еще более трагичны. Жизнь многих из них оборвалась в застенках ВЧК-ОГПУ-НКВД и Гулаге. В этой книге мы предприняли попытку в краткой форме рассказать о биографиях государственных и военных деятелей и лётчиков России получивших пилотские удостоверения в период с 1910 по конец 1917 года. Приведённые биографии и список первых русских лётчиков ( список Вы найдёте в Приложении №1) почерпнуты в основном из личной переписки, открытой печати (книги, журналы. газеты, Интернет), а так же из фондов Центрального музея ВВС ( Монино). Эти сведения естественно не являются исчерпывающими. Дальнейшие поиск и работа помогут выявить новые имена первопроходцев российского неба. http://www.warclub.ru/forum/index.php/topic,98.0.html http://www.warclub.ru/forum/index.php/topic,114.0.html www.voenkniga.ru

дмл: А в ответ - тишина... Что никто не знает истории ?, просто удивительно...

Scif: дмл пишет: имена военных лётчиков Г.Гильшера и А.Прокофьева В.Пикуль. Моонзунд. Читали.


дмл: Scif пишет: В.Пикуль. Моонзунд. Читали. Произведения уважаемого мною В.Пикуля не являются исторически достоверными и не могут служить документом для воссоздания биографии того или иного лётчика

voljga: http://www.warclub.ru/forum/index.php/topic,98.0.html http://airforce.ru/history/finne/chapter7.htm потом на компе есть про Звереву, если надо...

дмл: voljga Первая ссылка-это моя книга. Вторая ссылка-эта книга у меня есть А что у Вас по Звереву???

Scif: дмл пишет: Классовый подход к истории исказил реальное развитие событий, предал забвению имена национальных героев -это я к тому, что не все забыты, а порой очень даже упомянуты. Тот же Колчак например- хотя в советской литературе окромя как "разгром колчака" почти и не упоминается, однако же - довлльно известный и другими своими делами.

voljga: Scif пишет: Первая ссылка-это моя книга Тысяча извинений, на ночь глядя уже не то тыкать начал. Првильно - http://www.theaerodrome.com/aces/russia/index.php Про Звереву - если коротенечко Лидия Виссарионовна Зверева, известная как первая в Восточной Европе женщина-пилот, родилась в 1890 году, в офицерской семье. Ее отец – генерал, герой Балканской войны (1877-1878 г.г.). Пройдя курс обучения в Белостокского института благородных девиц. Она записалась в Гатчинскую школу военных пилотов «Гамаюн». Летом 1911 года, получив диплом авиатора, она стала тридцать первым пилотом в России и первой женщиной-авиатором или, как тогда говорили, авиатриссой. Авиадело было в то время еще непривычным делом, и первые авиаторы совершали свои полеты как шоу, непременно собирая огромное число зрителей. Первое выступление Л.В.Зверевой должны были состояться в Риге 14 апреля 1912 года. После этого судьба первой российской авиатриссы оказалась связанной с Ригой. Здесь вместе с Владимиром Слюсаренко она основала авиационные мастерские, на которых создавались самолеты по типу «фарманов» и «моранов», а также школу пилотов, разместившуюся в авиационном заводе «Мотор». Завод располагался на територии современного Засулаукса., а полеты проходили на лугах Спилве. Полеты еще оставалис опасным занятием и Зверева во время показательных выступлений часто находилась на волосок от гибели. Цены на создаваемые в мастерских самолеты были самыми низкими в России, но это никак не отражалось на их качестве.Военным ведомством были заказаны «фарманы-16», испытания которых прошли безупречно. Видя добросовестное отношение мастерских, сделала заказ, позволивший Зверевой и Слюсаренко в финансовом отношении окончательно встать на ноги. Безусловно, это требовало большого напряжения сил. Как отмечала Лидия Виссарионовна в одном из интервью, приходилось работать по десять-двенадцать часов каждый день. Настоящий триумф ожидал первую русскую авиатриссу 19 мая 1914 года – всего за несколько недель до начала мировой войны. На самолете системы «моран» Лидия Виссарионовна совершила «фигурный полет». Подняв аэроплан на высоту 800 метров она отключила двигатель и направила машину в пикирующий полет. Затем мотор вновь был включен, и зрители, собравшиеся на Спилве увидели фигуру пилотажа, известную как «петля Нестерова». Выступление имело колоссальный успех. С началом войны мастерские Зверевой и Слюсаренко были эвакуированы в Петроград и реорганизованы в небольшой завод. До мая 1916 года здесь было выпущено около восьми десятков аэропланов системы «форман» и «моран» в различных модификациях. В 1916 году, в самом расцвете творческих сил Лидия Виссарионовна заразилась тифом и умерла16 мая на двадцать шестом году жизни.

дмл: voljga Ссылку эту знаю,спасибо. По Зверевой тоже информации довольно много, но всё равно спасибо. voljga пишет: Про Звереву - если коротенечко А если не коротенечко?? У Вас есть какие-нибудь неизвестные подробности её жизни, фотографии????

дмл: Scif По поводу классового подхода. Имеется ввиду , что в советское время нам говорили что война была империалистическая, и офицеры-дворяне и т.д. а теперь выясняется что мягко говоря это было не совсем так.

voljga: дмл пишет: неизвестные подробности её жизни, фотографии???? Ну, не знаю, что щначит неизвестные. Дайте ссылку на то, что максимально известно, тогда отвечу. А фотки.. Подлинников нет, но к копиям кое-каким добраться можно, все-таки в Риге живу. Опять-таки, не очент представляю, что общедоступно, а что будет интересно.. Кстати говоря, о ком посоветуете почитать, кто над нами летал в 1914-17 с обеих сторон, если не в лом?

дмл: voljga пишет: не очент представляю, что общедоступно, а что будет интересно.. Интересно будет всё voljga пишет: Кстати говоря, о ком посоветуете почитать, кто над нами летал в 1914-17 с обеих сторон, если не в лом? Я думаю что интереснее всего почитать о действиях Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец"

voljga: дмл пишет: Илья Муромец Было, а вот если фамилии летчиков, кроме "Муромцев"

дмл: voljga voljga пишет: Было, а вот если фамилии летчиков, кроме "Муромцев Если честно. я теряюсь от такого вопроса. В моём личном каталоге свыше полутора тысяч фамилий и почти на тысячу - сведения Если кто-то конкретно интересует, тогда давайте говорить о конкретных людях

voljga: дмл пишет: свыше полутора тысяч Согласен, я не очень внятно обозначил свой интерес. Морская авивция - от Либавы до Эзеля. Обычная - действия в Курляндии (Либава, Виндава, Бауск и т.д.), под Ригой, под Двинском

дмл: voljga по морской авиации есть замечательная книга А.О.Александров Победы.Потери...Задачи. подразделения, начальствующий состав.летательные аппараты и вооружение морской авиации России, а также список потерь и побед с 1894-го по 1920 г. Санкт-Петербург,2000

voljga: дмл Спасибо. Осталось за малым - совместиться с этой книгой

дмл: Попробуйте посмотреть на Авиахобби. Если не найдёте - сообщите попробуем другим путём

дмл: http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000043-000-0-0-1175106978 http://armyrus.ru/forums/viewtopic.php?t=77

дмл: «Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные по воле судьбы, далеко от нас. Но всё же хочется надеяться и думать, что тот дух и традиции, которые одушевляли нас в своё время, не пропали. На смену нам пришло новое поколение, выросла могучая семья молодых лётчиков, и остаётся только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силами никогда не прерывалась» Данилевский Н.Н. «Воспоминания военного лётчика»

Novik: дмл пишет: мягко говоря это было не совсем так. Хех. У меня из крестьянской семьи один из братьев прадеда был поручиком. Дворянинъ из дворянинов.

маркушка: Всё что могу (купился на взятку). Что конкретно интересует ?

дмл: Конкретно интересуют биографичесские сведения лётчиков России,получивших пилотские дипломы до конца 1917 года

Scif: флуд подзачищен.

маркушка: У меня подборка известных потерь немецко-австрийской авиации - упорядочено. Вам пригодится ?

дмл: маркушка Спасибо за предложение. Я занимаюсь русской авиацией, а именно биографиями лётчиков

дмл: см ЛС

дмл: Новый форум по авиации Первой мировой войны http://www.aviaww1.forum24.ru/?13

s.reily: Немного по Рейли и его участии в зарождении русской авиации есть в книге Э. Кука "Сидней Рейли. На тайной службе Его Величества".

дмл: Интересно какое отношение шпион имеет к данной теме???

s.reily: дмл Он увлекался авиацией с 1909 года, совместно с Сувориными. Был там членом разных обществ. Сам садился за штурвал несколько раз в 1910. А в 1918 году приехал в Россию лейтенантом канадских ВВС:-), до этого закончив лётные курсы. Если хотите, подробнее отпишу...

дмл: s.reily ВЫ меня конечно извините, Но русских лётчиков по фамилии Суворины я не знаю. Тем более русского подданного с фамилией Рейли. И как понимаю он приехал в Россию не в качестве пилота

hellcat: дмл пишет: Я думаю что интереснее всего почитать о действиях Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец" Кстати есть книга "Крылья Сикорского" под авторством Катышева и Михеева. Там тоже есть кое-что про эту Эскадру.

дмл: hellcat пишет: Кстати есть книга "Крылья Сикорского" под авторством Катышева и Михеева. Там тоже есть кое-что про эту Эскадру. Есть книга поновее. В.Р.Михеев,Г.И.Катышев. Сикорский,СПб,Политехника,2003. Многои про Эскадру и про ИМ, и про лётчиков, кроме, конечно,биографии Сикорского

hellcat: дмл пишет: кроме, конечно,биографии Сикорского Но это и тема отдельной ветки.

дмл: hellcat пишет: Но это и тема отдельной ветки. Согласен. На одном форуме всерьёз обсуждалась проблема Сикорский -гениальный конструктор или предатель

s.reily: дмл пишет: ВЫ меня конечно извините, Но русских лётчиков по фамилии Суворины я не знаю. Тем более русского подданного с фамилией Рейли. И как понимаю он приехал в Россию не в качестве пилота :-) Тем не менее их общество "Крылья" сделало немало для отечественной авиации.

дмл: s.reily пишет: Тем не менее их общество "Крылья" сделало немало для отечественной авиации. Возможно. Но речь-то идёт о лётчиках, а не об обществах. А что ПРТВ меньше сделало???

hellcat: Вот, если кому интересно заслуги русских летчиков ПМВ 1. Штабс-капитан Александр Казаков 17 самолетов 2. Штабс-капитан Евграф Крутень 15 3. Капитан Петр Аргеев 15 4. Лейтенант А.П. Северский 13 5. Лейтенант Иван Смирнов 12 6. Лейтенант Михаил Сафонов 11 7. Капитан Борис Сергиевский 11 8. Прапорщик Эдуард Томсон 11 9. Прапорщик Константин Арцеулов около 10 х - В таблице приведены только подтвержденные победы. х - Некоторые исследователи считают, что российские летчики П.Маринович, В.Федоров, И.Орлов сбили не менее 10 самолетов противника каждый, а Э.Пульпе, Г.Сук, О.Тетер, Я.Махлапуу, В.Янченко и еще одиннадцать пилотов не менее 5.

hellcat: Вот еще нашел статью( интервью), если опять же интересно Гибель эскадры Императорские соколы: то взлет, то посадка Олег Кашин Участие русской авиации в Первой мировой до сих пор остается, может быть, самой забытой страницей этой и без того забытой войны. О боевых подвигах и послевоенных судьбах русских летчиков — героев Первой мировой войны мы говорим с главным специалистом Российского государственного военно-исторического архива Михаилом Нешкиным. — Скажите, кого вообще принято называть героями Первой мировой? Каков критерий — Георгиевский крест трех степеней? Ордена? — Критерий — орден Святого Георгия (не путать с Георгиевским крестом) четвертой степени и Георгиевское оружие. Человек, у которого были такие награды, безусловно, герой. — Среди летчиков было много героев? — По нашим данным, 269 человек. Специальность авиатора была, наверное, самой демократичной офицерской специальностью, низшие чины могли сдавать квалификационные экзамены на авиатора без каких-либо сословных ограничений, поэтому значительная часть русских военных летчиков — выходцы из рабочих и крестьян, которые после революции оказались как в Красной Армии, так и у белогвардейцев. — Кстати, какова пропорция? Сколько ушло к красным, сколько к белым? — Примерно так: чуть больше половины белые, чуть меньше — красные. Среди белых оказалось 95 летчиков-героев, включая семерых, которые перебежали к ним от красных. Кроме того, 43 летчика погибли на фронтах. К красным летчики чаще всего примыкали по территориальному принципу, то есть если часть эвакуировалась с фронта на территорию, занятую красными, ее личный состав автоматически записывали в Красную Армию. В Москве и Петрограде большевики вели строгий учет военных специалистов. Закоренелых контрреволюционеров сразу ставили к стенке, остальных брали в РККА. — Сколько самолетов в итоге получила Красная Армия? — Во время хаотической эвакуации с фронта русская авиация потеряла около 800 самолетов, но красные получили более полутора тысяч — по крайней мере, столько самолетов в Красной Армии было к началу гражданской войны. — Как известно, Республике Советов достались знаменитые самолеты Сикорского — «Илья Муромец» и Эскадра воздушных кораблей. Как это получилось? — Эскадра воздушных кораблей была сформирована в войну. Красные сумели ее воссоздать с помощью кадровых офицеров, прежде всего Алексея Васильевича Панкратьева. В войну он был командиром «Ильи Муромца второго» (эти самолеты были номерные, только первый назывался «Илья Муромец киевский»). Провоевав на «Муромце» всю войну, Панкратьев добровольно вступил в Красную Армию и достаточно быстро сумел воссоздать эскадру. Но эскадра — громко сказано, речь идет о тех самолетах, которые смогли починить после Первой мировой. В Гражданской войне эскадра применялась дважды: в 1918 году, когда Ленин бросил все силы на то, чтоб ликвидировать рейд конного корпуса Мамонтова, и в период бомбардировок осенью 1920 года в Крыму. — А в войне с немцами? — Множество раз. Эскадра воздушных кораблей вскоре после начала войны была непосредственно подчинена ставке. Изначально эскадра подчинялась великому князю Александру Михайловичу, куратору всей русской авиации, но быстро вышла из-под его контроля. — Каким образом? — Этот эпизод связан с первым удачным применением самолета «Илья Муромец». Осенью 1914 года эскадра была сосредоточена в районе Яблоны в Польше, и честь совершить первый боевой вылет предоставили любимцу великого князя Рудневу. Руднев опозорился — попал в восходящие потоки, которые подбрасывают самолет, и не справился с управлением. Потом он написал разгромный рапорт, что самолет трудноуправляем и в боевых условиях неприменим. Некоторое время даже обсуждался вопрос о ликвидации производства этих богатырей Сикорского и расформирования еще толком не созданной эскадры. Репутацию самолета спас Георгий Горшков, замечательный русский летчик, один из первых наших военных авиаторов. Он совершил вылет с заданием бомбардировать станцию Муава в Восточной Пруссии и настолько успешно ее разбомбил, что после этого немцы, дисциплинированный народ, на протяжении нескольких недель ежедневно в полдень (налет «Ильи Муромца» был в полдень) собирали свои вещи и уходили прятаться в лес. — Знаменит подвиг Петра Нестерова, который направил свой самолет на таран. Известны ли другие подобные случаи? — Подвиг Петра Николаевича Нестерова — это первый неуспешный таран (если оценивать его с точки зрения современной войны, когда самолет противника должен быть сбит, а летчик — остаться в живых). Он действительно известен всем, а Нестеров был канонизирован советской историографией потому, что погиб и не успел запятнать себя контрреволюционной деятельностью. Не подумайте, что я как-то иронизирую по его поводу: это был великий пилот, один из основоположников высшего пилотажа, все мемуаристы пишут о нем очень тепло — прекрасный семьянин, отличный товарищ. При этом его военная служба была ничтожно короткой: он погиб 26 августа 1914 года. Но это был именно неудачный таран, первым же удачным считается таран Александра Александровича Козакова, который 18 марта 1915 года близ усадьбы Воля-Шидловская уничтожил немецкий самолет-разведчик. Основная проблема авиации того времени заключалась в том, что не существовало адекватных средств воздушной борьбы. Летчики брали с собой личное оружие, хотя стрелять из пистолета или из короткого карабина, одновременно управляя самолетом, было очень сложно, особенно если самолет одноместный (а в начале войны большинство находившихся на вооружении Императорского воздушного флота самолетов были такими, чаще всего — «Ньюпор-IV», знаменитый «Ньюпор с ложкой»: его противокапотажная лыжа была похожа на ложечку; это были монопланы истребительного типа). Существовал такой маразматический способ борьбы с самолетами противника — кошка на длинном стальном тросе. Ею предполагалось обматывать самолет противника, но ни разу такая операция никому не удалась. Козаков погнался за немецким аэропланом, производившим разведку в районе Гузовского аэродрома и бросавшим на него бомбы, настиг этот самолет, тоже попытался подцепить его кошкой, а когда не удалось, пошел на таран. Он ударил колесами своего шасси кабину противника и попросту ее снес вместе с пилотом. Противник упал, Козаков остался в живых, но его самолет скапотировал на земле, то есть перевернулся, не смог из-за поврежденного шасси правильно сесть. Козаков остался жив и был награжден Георгиевским оружием. — Какова его дальнейшая судьба? — Он стал одним из выдающихся летчиков российского воздушного флота. По разным оценкам, количество сбитых им самолетов противника колеблется между 17 и 40. По сравнению с западными асами, на счету которых было и по 70, и по 80 самолетов, это не очень много, но нужно иметь в виду, что пик истребительной войны у нас пришелся только на 1917 год. Кроме того, нельзя сравнивать концентрацию самолетов на километр фронта на Западе и на Востоке: все авиационные силы союзников, как и германская авиация, были сосредоточены на Западе. Там в воздушном бою можно было нажимать на гашетку не глядя — обязательно кого-нибудь собьешь. Поэтому результаты немецких асов вызваны, так сказать, особенностями окружающей среды, у нас же в 1915—1916 годах можно было летать весь день и ни разу не встретить противника. В общем, более низкие показатели по числу сбитых самолетов не делают Козакова меньшим героем. — А после революции что с ним стало? — С фронта Козаков вернулся в Москву, сколотил группу летчиков-единомышленников, связался с агентом английской разведки, тот выдал им явки, пароли, адреса, и они пробрались по советской территории в Ар-хан-гельск. Добирались тайно, постоянно рискуя жизнью, но успешно прошли и вступили в такой экзотический Славяно-британский авиационный ле-гион, в котором русские летчики носили английскую форму, получали ан-глийское довольствие, английские воинские звания и воевали против большевиков. Все летчики этим тяготились, потому что их использовали, по сути, как колониальные войска — притом что в контракте значилось, что воевать они будут на Западном фронте, речь о борьбе с большевиками не шла. Козаков там и погиб, на Севере. А выжившие легионеры ушли из Архангельска вместе с англичанами. — Можете описать типичного летчика-эмигранта? Чем он занимался, где жил? — Типичного летчика-эмигранта не существует, дороги всем выпали разные. Многие были вынуждены заниматься тяжелым физическим трудом. Николай Николаевич Моисеенко-Великий и Николай Иванович Белоусович, например, стали таксистами. Вообще летчиков охотно брали в таксопарки, поскольку они разбирались в технике. А Моисеенко-Великий позднее стал известным французским ко-миком, пел куплеты в оперетке «Гран-Гиньоль». В годы Второй мировой войны он вступил в ряды Сопротивления, был ранен. Впрочем, насчет Сопротивления — это скорее исключение, немногие русские летчики Первой мировой активно участвовали во Второй мировой войне. А вот в Испании добровольцами на стороне Франко воевали многие, был массовый порыв идти воевать с большевизмом. Многие остались у Франко после войны и даже сумели сделать в Испании неплохую карьеру. — В последние годы модно говорить только о белогвардейцах. И вы им явно симпатизируете. Но ведь наверняка герои были и в Красной Армии. — Да, у красных тоже были талантливые летчики. Прежде всего я бы назвал Ивана Осиповича Петрожицкого. Он поляк, выходец из бедной семьи, ставший одним из самых доблестных боевых летчиков. В войну с ним был такой эпизод. Он взял с собой на боевое задание наблюдателя-офицера (сам Петрожицкий к тому времени только-только получил звание прапорщика). И в какой-то момент наблюдатель так испугался, что стал бить пилота кулаками по плечам — мол, немедленно уходим, потому что враг сильнее. Петрожицкий спокойно отвернул самолет, посадил его на аэродром, затем вылез из кабины и этого наблюдателя — старшего по званию — несколько раз крепко так, по-крестьянски ударил по лицу. По факту этого происшествия он написал рапорт, где заявил, что с такими напарниками летать не хочет. Рапорту хода не дали, чтобы не бросать тень на отряд, но тот офицер с ним действительно больше не летал. И вот Петрожицкий абсолютно добровольно пришел в Красную Армию, где летчик вообще-то не мог сделать головокружительную карьеру. Но все-таки некоторые возможности были, и Петрожицкий стал командующим авиацией Южного фронта, маневренными группами, сам летал. Про-дол-жил он службу и после Гражданской войны, был начальником авиации Северо-Кавказского военного округа, в конце 30-х был переведен в управление Гражданского военного флота и в 1939 году арестован по обвинению в терроризме. На допросах ни в чем не признался, не удалось его следователям убедить, и срок ему дали — уникальный случай — пять лет. Пять лет за терроризм. Отсидел, а как только освободили, сразу сослали еще на пять лет. При Хрущеве реабилитировали и вернули погоны полковника. Умер он в 1979 году. — У кого из летчиков-героев Первой мировой сложилась самая успешная карьера в советской авиации? — У Михаила Павловича Строева. Настоящая его фамилия Рихтер, но из патриотических соображений в войну он поменял фамилию. Это был хороший офицер-генштабист, прекрасный организатор. Длительное время работал в Полевом управлении авиации и воздухоплавания, и когда большевики преобразовали его во Всероссийскую коллегию по управлению воздушным флотом, остался на прежней должности. В Гражданскую был начальником авиации Первой конной армии, то есть командовал авиацией у Буденного. — У Буденного была авиация? — Да, она была придана Первой конармии осенью 1919 года, когда белые отступали к Новороссийску. И как раз тогда произошел такой случай: во время разведывательного полета самолет Строева дал сбой, и он попал к белым, его посадили в тюрьму в Екатеринодаре. Когда красные отбили город, Строева нашли в этой тюрьме — суда он так и не дождался и сумел продолжить карьеру в Красной Армии, став единственным летчиком с дореволюционным стажем, который дослужился до советского генеральского звания. Участвовал в советско-финской войне, в Великую Отечественную командовал авиацией 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта. Никаким репрессиям он не подвергался, несмотря на биографию и национальность. Есть версия, что Строеву покровительствовали высокопоставленные советские военные, потому что у него был на них компромат — якобы те имели какие-то отношения с Белой Армией. И вот Строев этих людей не выдал, а они его так отблагодарили. Если говорить об успешных советских карьерах, нельзя не назвать и Владимира Александровича Романова. Это очень интересный персонаж. Единственный из летчиков эскадры воздушных кораблей, который у красных выполнял реальные боевые задания — бомбил позиции белых. То есть летных специалистов в эскадре хватало, но уговорить их бомбить таких же, как они, русских офицеров, было невозможно. Согласился только Романов: он лично сбрасывал бомбы с «Ильи Муромца» на врангелевцев в Крыму. Потом работал в Гражданском воздушном флоте, был одним из первых советских летчиков на тяжелых самолетах. Вывозил раненых в финскую войну, а потом в Великую Отечественную из-под Минска. Спас сотни человек. — Многие летчики были репрессированы в 30-е годы? — Репрессированных среди летчиков, как ни странно, было немного. В общей сложности привлекались к разного рода ответственности порядка 20 человек из 80. 17 летчиков оказались в лагерях или были расстреляны. Остальные 63 человека спокойно закончили свою карьеру — кто в ОСОАВИАХИМе, кто в гражданском флоте, кто в ВВС. — В русской авиации существуют поп-фигуры — Чкалов, Громов, Покрышкин. Кто из героев Первой мировой достоин пополнить этот список? — Таких людей немало, но самой крупной фигурой русской авиации Первой мировой я бы назвал Вячеслава Матвеевича Ткачева. Один из первых военных летчиков в России — летал с 1910 года. Окончил сначала частную школу в Одессе, потом военную в Киеве. Первый авиатор, ставший Георгиевским кавалером — в августе 1914 года за воздушную разведку на Юго-Западном фронте в районе Красника. Он там вовремя распознал обходной маневр австрийцев, сообщил об этом в штаб, русские войска успели провести перегруппировку и нанесли австрийцам поражение. У него тогда был четвертый «Ньюпор» — самолет, крайне ненадежный в управлении, просто опасный. Оба брата Ньюпоры, конструкторы этого самолета, погибли именно на этой модели. А в том разведывательном полете нужно было спускаться очень низко. Самолет Ткачева обстреливали и пробили ему масляный бак. Но летчику удалось закончить разведку, протекавший масляный бак он заткнул ногой. Вот так раскорячился, заткнул пробитый бак, а педалями крепления крыльев управлял с помощью другой ноги. Малейшее дуновение ветра или малейшая ошибка — штопор и смерть. Он же дотянул до своих и, по большому счету, спас фронт от неожиданного удара австрийцев. За три года войны от простого летчика он дослужился до начальника отряда, а в конце войны был командующим всей фронтовой авиацией России. Революция застала его в штабе, в Петрограде. Оттуда он уехал в родную станицу Келермесскую Майкопского отдела Кубанской области (это нынешняя Адыгея). Предварительно оставив своему заместителю записку: «Уезжаю на Юг, где формируются силы, которые спасут мою родину. В дальнейшем развале русской авиации принимать участие не хочу». Вступил в белый партизанский отряд и в течение нескольких месяцев сражался с красными. Потом сформировал первый кубанский авиаотряд, первый кубанский авиадивизион, отличился во время штурмовки на реке Маныч — это была первая удачная операция групповых действий авиации в Гражданской войне. Потом вместе с остальными кубанцами эвакуировался в Крым, воевал на стороне Врангеля. Руководил операцией по разгрому ударной группы комкора Жлобы в июне 1920 года. Вместе с остальными врангелевцами оказался в лагере в Галлиполи, потом попал в Югославию. Консультировал инспекцию авиации тогдашнего Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев — писал для нее боевые уставы. Работал в частном пароходстве в городе Нови-Сад, чуть позже переехал в Белград, там устроился начальником внеклассного воспитания русской гимназии. Несколько раз ему предлагали сотрудничество нацисты, но он вежливо отказывался. А потом пришли наши, Ткачева арестовал СМЕРШ, десять лет в Сиблаге, Озерлаге и Дубровлаге, в 1955 году освободили — без права жить в крупных городах. Уехал в Краснодар к племяннице, работал переплетчиком в артели инвалидов имени Чапаева. В начале 60-х часто бывал в Москве, останавливался у своего бывшего адъютанта. Бывал в нашем архиве, работал в читальном зале. Готовил мемуары. Их тогда же печатал главами журнал «Кубань», но полностью они до сих пор не изданы. Жену его в СССР депортировать не стали, через несколько лет после войны она оказалась в доме престарелых под Парижем. Они переписывались, переписка сохранилась. Она звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, пользуясь какими-то старыми связями, но он писал ей: «Мне слишком дорого далась родина, лучше ты ко мне переезжай». Так и не встретились больше. Я был на его могиле на Славянском кладбище Краснодара. Недавно кто-то сбил с надгробия бронзовые буквы и срезал болгаркой мраморный крест — видимо, чтобы на какой-то другой могиле его поставить. На командировки нам денег не дают, я езжу за свой счет, поэтому в тот приезд ничего сделать не мог, но сейчас уже накопил, чтобы новые буквы сделать, и в августе поеду, поправлю надгробие. На крест денег уже не хватит, но придумаю что-нибудь. умом.



полная версия страницы