Форум » Зарождение авиации. Первая Мировая война » Русские лётчики » Ответить

Русские лётчики

дмл: Ищу и собираю сведения о русских лётчиках дооктябрьской России

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 All

дмл: Давайте Ваши вопросы

hellcat: Интересует летчик с довольно необычной фамилией - Робино. Эта фамилия всплыла, когда я изучал материал по самолету фирмы А.А. Анатры - "Анаде" Известно только, что именно он впервые поднял в воздух 19 декабря 1915 опытный экземпляр этого самолета.

дмл: К сожалению о нём сведений нет. Увы...


hellcat: Дальше хочется уточнить по поводу Макарова Дмитрия Алексеевича (хотя в другой книге у него инициалы Н.А.) Далее в вашей книге написано, что в 1916 он назначен летчиком испытателем Уволфлота на заводе того же Анатры и июне на "Анаде" сделал несколько мертвых петель (на самом деле две). Но по другим данным это было 31 мая 1917 и он значится как командир 11-го армейского авиаотряда в звании штабс - капитана. Какие данные более достоверны?

дмл: Ну что Вам сказаьб. Источник которым я пользовался сейчас не дома, на руах. В Авиаторах Георгиевских кавлерах Макаров Дмитрий Александрович, 1883 г.р ( у меня-1887), на февраль 1916 - командующий 4-й авиационной ротой В марте 1917 г. арестован по обвинению " в монархических настроениях"... Возможно это два разных человека, возможно ошика в источнике.,откуда взята моя информация. Надо разбираться

дмл: Сейчас посмотрел у Шаврова "Военный лётчик штабс-капитан Д.А Макаров выполнил 31 мая две очень чистые петли и 2 июня ещё две петли" Речь идёт об учебном Анаде с двойным управлением. Но.. Здесь речь идёт о Штабс-капитане, а Макаров из авиаторов-Георгиевских кавалерах, уже в капитан за боевые отличия с 05.02.1915 г. Так что видимо речь идёт об однофамильцах

hellcat: дмл пишет: Возможно это два разных человека, возможно ошика в источнике.,откуда взята моя информация. Надо разбираться Я думаю это будет не слишком сложно, все-таки есть конкретное событие, связанное с высшим пилотажем. К тому же я не считаю свой источник истиной в последней инстанции, ляпы возможны и там как с инициалами, так и с датировкой.

hellcat: Кстати, как продвигается работа над вторым изданием вашей книги? Скоро ли ждать релиза?

дмл: hellcat пишет: я не считаю свой источник истиной в последней инстанции Назовите пож-ста источник. hellcat пишет: Кстати, как продвигается работа над вторым изданием вашей книги? Скоро ли ждать релиза? К сожалению, много посторонних факторов не способствуют быстрому завершению работы. В лучшем случае, во второй половине года. Может. если удастся, к Дню ВВС

hellcat: дмл пишет: Речь идёт об учебном Анаде с двойным управлением. Там еще для получения нужной центровки на второе сиденье установили соответствующий груз в виде мешка с песком.

hellcat: дмл пишет: Может. если удастся, к Дню ВВС Было бы здорово. дмл пишет: Назовите пож-ста источник. Русские самолеты 1914-1917. Михаил Маслов (изд-во Цейхгауз) И именно в силу того, что это работа в основном про самолеты, а не летчиков я и не очень на этот счет ей доверяю.

дмл: Мне всё-таки кажется, что речь идёт о разных людях. Попробую уточнить.

hellcat: дмл пишет: Мне всё-таки кажется, что речь идёт о разных людях. Попробую уточнить. Ясно. Будем ждать новостей.

hellcat: Нашел тут кое-что по Черемухину А.М. №1 Рапорт о награждении А. М. Черемухина званием "военного летчика" 12 декабря 1916 г. Прощу о награждении званием военного летчика" 4-го Сибирского корпуса авиационного отряда прапорщика Алексея Черемухина, вполне заслуживающего этого звания своею самоотверженной боевой работой на фронте в течение настоящей кампании. Находясь в отряде с апреля месяца сего года. прапорщик Черемухин по 1-ое ноября совершил 25 выполненных боевых полетов, продолжительностью 58 часов 55 минут. За это время названный прапорщик награжден Орденом Св. Анны 4-ой степени с надписью "за храбрость" и представлен к Ордену Св.Владимира 4-ой ст. мечом и бантом. Генерал-адъютант Александр Михайлович (3) РГВИА Ф.2008. Оп.1. Д.621. Л.312. Заверенная машинописная копия. №2 Приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего о присвоении А. М. Черемухину звания "военного летчика" № 1752 18 декабря 1916 г. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Всемилостивейше соизволил в 17-й день сего декабря, пожаловать звание "военного летчика" летчику прапорщику 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда Алексею Черемухину, за самоотверженную боевую работу в течении настоящей войны. Вр.и.д. начальник штаба, генерал от кавалерии Гурко(4) РГВИА Ф.2008. Оп.1. Д.621. Л.311. Заверенная машинописная копня. № 3 Из ведомостей полетов 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда за июнь 1916 г. Полет 20 июня 1916 г. Самолет Вуазен франц(узский] № 1122 Задание: Корректирование стрельбы 2-ой Гродненской батареи по немецким батареям. Выполнение задания: Пристреляли батарею, что к югу от Дубатовки, при последних выстрелах (попадание в батарею) видно было убегавших людей. В конце стрельбы появился немецкий альбатрос, с которым завязался бой, но пулемет отказал в действии, и стрелять пришлось из винтовки. По приходе на аэродром обнаружен раскол винта от осколка снаряда или пули. Полет 22 июня 1916 г. Самолет франц(узский) № 1122 Задание: Корректирование стрельбы 2-ой Гродненской батареи по немецким батареям. Выполнение задания: Корректирование производилось вследствие сильной мглы с высоты 1000 метров. Когда аппарат подошел к линии наших пехотных окопов, то подвергся меткому обстрелу немецкой артиллерии. После двух кругов мотор сдал и пришлось, снижаясь, идти на аэродром. РГВИА. Ф.2218. Оп.1. Д.220. Л.51б. 517. Машинопись на бланке. №4 Донесение командира 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда командиру 6-го гвардейского авиадивизиона Аэродром 30 июля 1916 г. № 834 Задача. Произвести разведку и фотографирование трех линий противника в районе деревень Свидники Рудка-Маринская. В 6 ч. 30 м. поднялись 3 аппарата: летчик - поручик Пестов с наблюдателем унт(тер)-оф(ицером) Янчевским, летч(ик) прапорщик Леймер с наблюдателем прапорщ(иком) Дмитриевским, летчик прапорщик Черемухин с набл(юдателем) подпоручиком Бырка. В то время как аппараты начали набирать высоту в направлении на Луцк, одна за другой прошли две эскадрильи в количестве 12 немецких аппаратов. Около 7 ч. 30м. На высоте около 2000 метров, когда отряд стал поворачивать на позицию, немецкий альбатрос завязал бой с моим аппаратом, но, увидя приближение другого Вуазена (прапорщика Черемухина), который шел мне на помощь, обстреливая немецкий аппарат, он быстро повернул и, пользуясь своей скоростью, ушел на запад, а отряд продолжал движение к позиции. Через некоторое время второй немец(кий) альбатрос завязал бой с моим аппаратом и, маневрируя, я вынужден был отделиться от отряда (два другие аппарата, не заметив этого, продолжали идти на позицию). Ведя бой, дошел до района ст(анции) Киверцы, откуда немецкий аппарат быстро пошел на запад. Через некоторое время я встретил эскадрилью из семи альбатросов. которые стали окружать мой аппарат. Вследствие долгой интенсивной стрельбы (выпущено было по ним 150 патронов) пулемет отказал в действии, и я был вынужден, круто снижаясь, выйти из боя, причем наблюдатель отстреливался из винтовки. При спуске на аэродром в 8 ч. 30 м. оказалось, что у аппарата ружейной пулей перебита одна стяжка. Аппарат летчика прапорщ(ика) Леймера, следовавший за аппаратом летчика прапорщ(ика) Черемухина в районе д. Трилисцы был атакован сзади немец(ким) аппаратом типа истребитель, причем в самом начале боя был ранен в ногу наблюдатель прапорщ(ик) Дмитриевский, который продолжал однако вести пулеметный огонь. Так как аппарат получил серьезные повреждения (перебита стойка у прав(ого)...(5), прострелена разрывными пулями хвостовая ферма, пробиты маслопровод, радиаторы и оба бензиновых бака, причем верхний разворочен разрывной пулей), и ему угрожал пожар, то летчик прапорщ(ик) Леймер, прибегнув к рискованному маневру (скольжение на крыло) вышел из боя, чем спас аппарат, и спланировал, дотянув о аэродрома гвардейского отряда. После спуска в аппарате обнаружено 47 пулевых пробоин и около 20 мелких осколков разрывных пуль. Прапорщик Черемухин с наблюдателем подпор(учиком) Бырка, дойдя до колонии Поповка, готовились начать фотографировать, но, заметив крайне тяжелое положение аппарата Леймера, повернули и, круто снижаясь к немецкому истребителю до высоты 800 метров. пошли к ним на помощь и заставили своим огнем немецкий аппарат быстро удалиться на запад. Потеряв высоту и не имея больше достаточного количества бензина для разведки. они вынуждены были спуститься на аэродром в 8 ч. 40 м. В аппарате повреждений нет. Аппарат летч(ика) прап(порщика) Леймера Вуазен 381\13\4 по замене испорченных частей к службе годен. При этом доношу, что встречаются частые задержки в пулеметах Мадсена вследствие плохого качества патронов с тупыми пулями, дающих много осечек и частое раздувание гильз. Командир 4-го Сибирского корп(усного) Пестов (6) авиационного отряда военный летчик поручик РГВИА. Ф.2158. Он 1. Д..2б1. Л.26-26 об. Машинопись. Заверенная копия. №5 Из ведомостей полетов 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда за февраль и апрель 1917 г. 19 февраля 1917 г. Полет 65 (7) Военный летчик прапорщик Черемухин. Наблюдатель поручик Феоктистов. Ньюпор Х № 725. Результаты полета 1. Замечено 15 костров, никаких передвижений не замечено. Все батареи, отмеченные в декабре и ноябре 1916 г., обнаруживали себя вспышками выстрелов настоящих сумерках. Над Брюховичами атаковали немецкий привязной аэростат, который был на высоте 1900 м. Преследуя его 1200 м. заставили аэростат снизиться до 800 м. Противник в момент атаки открыл жестокий шрапнельный огонь по самолету, не опасаясь попадать в свой аэростат, хотя самолет был в 200 шагах от аэростата. 2. Над Переспой в 17 ч. 40 мин, наша батарея обстреляла нас, но недостаточно метко, ближайший снаряд был сзади нашего самолета в 300-400 саженях. РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.209. Машинопись на бланке. 8 апреля 1917 г. Полет 77. Задание: Разведка района Голобы-Жмудча-Вулицк. Военный летчик прапорщик Черемухин. Наблюдатель поручик Феоктистов. Ньюпор Х № 725. 1) В тылу у противника передвижений никаких не замечено. 2) Над Кухарским лесом самолет был атакован истребителем противника, который, будучи встречен пулеметным огнем, немедленно скрылся в направлении на Ковель. 3) Над Жмудчей самолет был удачно обстрелян артиллерией противника. Во время воздушного боя получил одну пробоину руль поворота. РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.2б2. Машинопись на бланке. Полет 21 апреля 1917 г. Высота 3300 Время 2 ч. 20 мин. Самолет Ньюпор Х № 725. Военный летчик прапорщик Черемухин, наблюдатель поручик Феоктистов. Задание. Разведка района Затурцы-Киселин и противодействие разведке противника. Задание Наштакор 25. Результаты полета. Вылетали вместе с Фарманом ХХХ. У Садово заметили немецкий самолет, который стали преследовать, но вследствие большой дистанции догнать не могли и он ушел в направлении на Дубно. В это время от Садова на Луцк был замечен другой немецкий самолет, навстречу которому мы и повернули, но он не принял боя и повернул обратно, пользуясь превосходством высоты, и ушел на запад. Над Зубильно был встречен третий немецкий самолет на высоте 2500 метров, который мы тотчас же атаковали и преследовали до Г. д. Холопичи, причем немецкий самолет при атаке сразу пошел на снижение, уходя к себе в тыл. Никаких передвижений противника в районе кол. Дуброва Пасека - Холопечи - Журавец - Треврдин - Киселин - Затурцы нет. РГВИА. Ф.2008. Од.1. Д.202. Л.265. Машинопись на бланке. Полет 23 апреля 1917 г. Самолет Ньюпор Х № 725. Военный летчик прапорщик Черемухин, наблюдатель поручик Феоктистов. Задание. Разведка района Киселин-Затурцы и охрана корректируюшего стрельбу самолета. Результаты полета: 1. По Владимиро-Волынскому 190 верст тракту в разных местах было замечено движение 4-5 повозок. 2. В районе Затурцы два неприятельских самолета хотели атаковать и отогнать корректирующий стрельбу артиллерии самолет, но, увидя приближение нашего самолета, ушли в тыл. 3. 7 ч. 50 мин. в районе Торчина наш самолет был обстрелян своей артиллерией не очень удачно, несмотря на то, что самолет был на высоте 1900 м. Характерная ошибка наших артиллеристов - разрывы гораздо ниже самолетов, и не учитывается скорость. РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.268. Машинопись на бланке. 30 апреля 1917 г. Полет 84. Высота полета 1200. Время 2 часа 50 мин.Фартри (8) Военный летчик прапорщик Черемухин, наблюдатель поручик Феоктистов. Задание. Корректирование стрельбы 3 батареи 20 тяж[елого] дивиз(иона). Выполнение задания. 1. Пристреляна батарея 12 (она стоит на две вер(сты) восточнее показанной на схеме инспектора артил(лерии) Израсходовано 6 шрапнелей и 12 гранат. Шрапнели давали клевки, поэтому не могли быть наблюдаемы. При прицеле 167 было два прямых попадания в блиндажи 2-го орудия, считая от левого фланга батареи пр(отивни)ка. При прицеле 168 один перелет и одно прямое попадание в землянку телеф(онистов) или офицеров. При прицеле 167 дана одна очередь на поражение... Вопреки обыкновению сегодня противник совершенно не обстреливал наш самолет, несмотря на то, что самолет на высоте 1000 метров пересекал первую линию окопов противника. РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.272. Машинопись на бланке. №6 Аттестация А. М. Черемухина, подписанная командиром 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда В.Пестовым 7 августа 1917 г. Выдающийся летчик и офицер. Добросовестно и с необыкновенным хладнокровием и неустрашимостью выполняет самые трудные боевые задачи. Обладает широкой личной инициативой и находчивостью и отлично их применяет. Любит авиационное дело и интересуется им. Очень знающий, толковый и трезвый работник. Широко образован. Умственно и физически развит. Имеет обширные познания по многим отраслям науки и применяет их на деле. Отличный боевой товарищ. Отлично летает на истребителе, показывая высшую школу фигурного полета. Отлично стреляет из пулемета, фотографирует и выполняет разведки. В отряде состоит летчиком-истребителем. Командир отряда поручик В.Пестов РГВИА. Ф.2008. Доп. оп. Д.2207. Л.1. Подлинник. Автограф. Примечания (1)- Задача по корректированию представляла для летчика значительные трудности и состояла в том, что, находясь над зоной артобстрела, в течение двух-трех часов совершая полеты по кругу, летчик должен был с помощью условных маневров согласно предварительной договоренности с артиллеристами показывать направление корректировки стрельбы в случае неточных попаданий. В одном из полетов Черемухин на своем Вуазене за 2,5 часа совершил 12 кругов (полет 6 июня 1916 г.). (РГВИА. ф.6107. Оп.1. Д.8. Л.210; Ф.2218. Оп.1. Д.220. Л.404). (2)- РГВИА. Ф.2008. Оп.2. Д.312. Л.2903; Ф.6047. Оп.1. Д.З. Л.56,57,272; Ф.2008. Оп.1. Д.621. Л.312. (3) - Александр Михайлович (Романов) (1866 - 1933) - великий князь. Сын великого князя Михаила Николаевича, был женат на сестре Николая II Ксении. Морской офицер, контр-адмирал (1902), член Совета Министров. С начала Первой мировой войны - командующий авиацией и воздухоплаванием действующей армии. (4) - Гурко Василий Иосифович (Ромейко-Гурко) (1864 - 1937) - генерал от кавалерии, сын фельдмаршала. В декабре 1915 - августе 1916 гг. командующий 5-й армией, затем временно исполняющий обязанности начальника штаба Верховного главнокомандующего, в феврале - апреле 1917 г. командующий Особой армией. После 1917 г. в эмиграции. (5) - Пропуск в тексте (6) Пестов Василий - подпоручик с августа 1910 г., поручик с августа 1913 г., военный летчик. В действующей армии с июля 1914 г. В 1915 г. - командир 13-го авиационного отряда. С февраля 1916 г. - командир 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда. Судьба после 1917 г неизвестна (РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.663. Л.249; Ф.2158. Оп.2. Д.308. Л.4168). (7) - Второй полет А.М.Черемухина 19 февраля 1917 г. (8) - Фарман ХХХ.

hellcat: И еще необходимо уточнить пару моментов по морскому летчику Сафонову.

дмл: hellcat Давайте уточним

hellcat: Для начала точная дата гибели. У вас в книге - май 1924. В другой статье написано, что погиб в мае 1926 в возрасте 33 лет.

дмл: Точной даты нет, так же как и обстоятельств его гибели. Во всех источниках приводятся разные даты, разные обстоятельства его гибели. Точно так же, как и количество сбитых им самолётов в ПМВ

hellcat: hellcat пишет: необычной фамилией - Робино Как оказалось француз. С ним и другим французом - Деканом (конструктор завода Анатра) связана авантюрная история. в 1916 году.

hellcat: К Сафонову еще вернемся, а сейчас другой запрос. Что-нибудь по Ивану Рябоконю отыскалось? Р.С. Искренне надеюсь, что я вам еще не надоел.

дмл: hellcat пишет: Ивану Рябоконю отыскалось? hellcat пишет: я вам еще не надоел. На оба вопроса ответ отрицательный. С Наступающим Новым годом!!!!

hellcat: дмл пишет: На оба вопроса ответ отрицательный. С Наступающим Новым годом!!!! Большое спасибо. Вас также. Творческих и трудовых успехов в новом году (особенно в литературе и на форуме по авиации ПМВ). Про Рябоконя я спросил, так как он тоже фигурирует как автор конструкции одного самолета в 1917 году.

дмл: hellcat пишет: Про Рябоконя я спросил, так как он тоже фигурирует как автор конструкции одного самолета в 1917 году. И больше нигде его имя не фигурирует. Только если в РГВИА поискать его личное дело Спасибо за поздравления и пожелания!!!!!!!!!!!!!!!!1

дмл: hellcat не могли бы Вы указать источник информации по Черёмухину????

hellcat: click here Вот здесь.

дмл: Спасибо!!!

hellcat: http://george-orden.nm.ru/ Нашел сайт интересный. Может пригодиться.

hellcat: АвиаПорт.Ru / Дайджест / Первые асы России Источник: газета «Независимое военное обозрение» Корреспондент: Александр Щелоков Опубликовано: 16.11.2007, 12:11 Первые асы России О забытых русских летчиках, отличившихся на Первой мировой На протяжении десятилетий в СССР никто не знал имен славных предшественников Громова, Чкалова, Коккинаки, тысяч советских летчиков, отличившихся в период Великой Отечественной. И это не удивительно: ведь многие русские офицеры-авиаторы после Октябрьской революции участвовали в Белом движении. Единственным, кому было оставлено право на известность, оказался Петр Нестеров, совершивший в начале Первой мировой войны воздушный таран и погибший в том бою... Лучшие из лучших Оказалось, однако, что историческую память народа убить идеологическими запретами невозможно. Едва пали цензурные препоны, к изучению прошлого подключились энтузиасты. О русских летчиках-асах стали писать авиационные журналы, их имена получили постоянную прописку в интернете. Ревнители истории отечественной авиации общими усилиями на основе документов во многом сумели восполнить искусственно созданный пробел. Благодаря розыскам пытливых исследователей удалось открыть немало славных страниц, о которых столь долго умалчивалось. Оказывается, в Первой мировой войне русские авиаторы имели ничуть не меньше побед, чем летчики Австро-Венгрии и Германии, которые действовали на Восточном фронте. Так, на счету австрийского аса Отто Индра их было 9, германского пилота Леопольда Анслингера - 10. А вот боевые показатели десяти лучших воздушных бойцов России: Александр Козаков - 20; Константин Арцеулов - 18; Василий Янченко - 16; Павел Аргеев - 15; Донат Макиенок, Иван Смирнов, Григорий Сук - по 9, Владимир Стржижевский - 7; Константин Вакуловский и Иван Лойко - по 6. Если же учесть, что в те годы право именоваться асом получал летчик, сбивший 5 вражеских самолетов, то к этому списку правомерно добавить фамилии летчиков Евграфа Крутеня, Ивана Орлова, Александра Пишванова и Юрия Гильшера. Причем все они летали на иностранных самолетах, часто имевших меньшую маневренность и более слабое вооружение, чем машины противника. Несмотря на это, наши летчики умели компенсировать недостатки техники своим мастерством и мужеством. Каждому из первых русских асах можно посвятить целую книгу. Вот, например, корнет Юрий Гильшер. Он родился в 1894 году в Москве в семье потомственных дворян. Окончив Николаевское кавалерийское училище по 1-му разряду, получил назначение в 13-й драгунский полк. Однако спустя некоторое время добился перевода в авиацию. Романтика покорения "пятого океана" привлекала в новый, тогда только-только формирующийся род войск офицеров из артиллерии, инженерных подразделений, кавалерии. Оттого наряду с поручиками и капитанами в авиации служили хорунжие, корнеты, ротмистры, есаулы. Пройдя курс подготовки в Гатчинской авиационной школе, Гильшер был направлен в авиационную часть. На здесь с ним приключилось несчастье. Вращавшейся лопастью винта летчику серьезно повредило руку. Несколько месяцев он провел в госпитале, потом переучивался на управление новыми машинами и, наконец, весной 1916 года вернулся в строй. В том же году командир 7-го истребительного отряда Юрий Гильшер потерял ступню, которую пришлось ампутировать. Ее заменили протезом, и офицер продолжал летать, воевать. От моториста до пилота-истребителя Под командованием Гильшера в 7-м авиаотряде служил прапорщик Василий Янченко, о котором автор знает немного больше, чем о других русских асах, по той причине, что Василий Иванович - его родной дядя. Родился он 1 января 1894 года в городе Уссурийске в украинской семье Ивана Гавриловича и Ирины Тимофеевны Янченко. За несколько лет до этого в поисках лучшей доли они переселились на Дальний Восток с Украины и там обустроили свое хозяйство. В семье Янченко в равной мере говорили на двух языках, и никто никогда не мучил себя вопросами, как определять свою национальную принадлежность. Годом позже Василия в семье родился еще один мальчик - Михаил. После смерти Ивана Гавриловича заботу о ребятах возложил на свои плечи отчим - Федор Иванович Собченко. Именно он сделал все, чтобы дети учились и получили образование. Когда началась Первая мировая война, Василию было уже 20, Михаилу - 19 лет. Оба они добровольно записались в армию. Василий Янченко начал службу в 3-м корпусном авиационном отряде в солдатской должности моториста. 22 ноября 1914 года его старание отметили присвоением звания ефрейтора. Оно и стало отправной точкой военной карьеры Василия. Любознательный и инициативный, он некоторое время в качестве летчика-наблюдателя летал на разведку позиций противника. Позже сам стал пилотировать самолет "Ньюпор" и открыл счет личных побед в воздушных боях. Отвага и рвение младшего чина были отмечены Георгиевскими крестами всех четырех степеней (как говорили в ту пору, он получил полный Георгиевский бант) и производством в первый офицерский чин подпрапорщика. В сентябре 1916 года Василий Янченко уже прапорщик, а в ноябре с группой перспективных летчиков его посылают на стажировку во Францию. Там в городах По и Каза он осваивает высший пилотаж и получает твердые навыки воздушной стрельбы. Перед выпуском с курсов Василий вместе с французскими летчиками принимал участие в схватках с немецкими самолетами. На Восточный фронт в российскую действующую армию Янченко вернулся опытным воздушным бойцом. 13 апреля 1917 года в паре, летая на самолете "Моран", прапорщик Янченко записывает на счет два сбитых вражеских аэроплана. Его "фирменным" приемом была смелая лобовая атака. Он никогда не отворачивал, ожидал, когда противник дрогнет, и тогда почти в упор с расстояния 15-20 м расстреливал неприятельскую машину. В июне 1917-го Василий вылетел, чтобы произвести аэрофотосъемку позиций противника в районе северо-восточнее местечка Бржезаны. Прикрывал его российский ас Донат Макиенок. В ходе проведения съемки самолет Янченко атаковал германский истребитель. Василий совершил быстрый маневр, вышел из-под огня, и немецкий самолет был уничтожен. Те, кто воевал рядом с Василием, отмечали его храбрость, которая иногда казалась безрассудной. 7 июля 1917 года русские войска в районе Тернополя вынуждены были отступать. Чтобы усилить на них давление, немцы направили для бомбардировки отступавших колонн большую группу самолетов. Где-то около 8-9 часов вечера в воздух была поднята тройка истребителей, которыми управляли Юрий Гильшер, Донат Макиенок и Василий Янченко. Они заметили восемь немецких самолетов и пошли к ним навстречу. Первым вступил в бой Макиенок. Занятый преследованием противника, он отошел от группы. В это время над полем боя появились еще 16 вражеских машин. Они сразу атаковали пару русских аэропланов. В коротком бою самолет Гильшера был сбит. Василий Янченко сумел уйти из-под огня немцев, и его машина, которая получила несколько пробоин, совершила посадку на поле рядом с обломками самолета командира. Но тот уже не подавал признаков жизни. Его тело Василий доставил на свой аэродром. После похорон товарища он послал письмо отцу Юрия Владимиру Ивановичу Гильшеру. "Не ради наград, - писал Василий, - с одной ногой ваш сын продолжал свою самоотверженную, полную опасности и подвигов работу летчика-истребителя…" В этом письме можно увидеть характерную черту всех русских асов: они каждый свой вылет считали работой и относились к ней с высочайшей ответственностью... На родине и вдали от нее Когда после Октябрьского переворота грянула Гражданская война, братья Янченко служили в авиации Вооруженных сил юга России (ВСЮР). Причем Василий продолжал числиться поручиком, хотя в справке общего отдела штаба ВСЮР от 23 мая 1920 года сообщалось, что старший Янченко 13 ноября 1917 года был произведен в поручики, 19 апреля 1920 года - в штабс-капитаны и 20 апреля 1920 года - в капитаны. Тем не менее в представлении к ордену Николая Чудотворца, датированном июнем, Василия Янченко вновь именуют поручиком. Эта путаница встречается и в ряде современных публикаций об асах Первой мировой войны. Кстати, за совершенные в ней подвиги Василий, помимо полного банта Георгиевских крестов, получил ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени и румынский Рыцарский крест ордена Звезды. Куда меньше известно о втором моем дяде - Михаиле Ивановиче Янченко. Знаю, что с июня 1916 года он находился на фронте. За доблесть был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В ноябре 1917-го уехал во Францию для обучения в авиационной школе города Нанси. Затем вернулся в Россию. В именном списке летчиков авиационных отрядов Крымской авиагруппы белых числились два Янченко. В 1-м отряде летал Михаил, в 4-м - Василий. Но надолго в строю авиаторов удержаться Михаилу не удалось. "15 марта сего года, - говорилось в приказе начальника авиации армии Врангеля генерал-майора Ткачева, датированном 1920 годом, - в Симферополе произошла пьяная драка в кабаре гостиницы "Петроградская" между военным летчиком 1-го авиационного отряда подпоручиком Янченко и военным летчиком 8-го авиационного отряда подпоручиком Назаревичем. Приказом № 59 от 9 апреля эти летчики удалены из авиации". Так Михаил оказался в пехоте. Позже вместе с остатками белогвардейских войск эвакуировался из Крыма. Об инциденте в кабаре можно было бы не упоминать, если бы в приказе не указывалось имя Михаила, а тень пьянства при этом не падала на Василия. Судьба большой семьи российских летчиков при советской власти сложилась весьма печально. Деда братьев Янченко Тимофея Дудку в 1934 года (ему уже перевалило за 90) лишили избирательных прав, признав "частным домовладельцем": в его собственности был дом, построенный своими руками. Воспитавшего Василия и Михаила отчима Федора Собченко, а также сестер летчиков - Зинаиду и Ольгу (мою мать) расстреляли в 1938-м как "японских шпионов". Так что эмиграция для братьев, если судить объективно, оказалась не таким уж страшным исходом. Куда хуже их дела могли бы обстоять на Родине, за которую они воевали. Умерли оба Янченко вдалеке от России. Василий - в США в 1952 году, Михаил - в Аргентине в 1982-м. Интересная статейка. Особенно про Янченко.

hellcat: Кое-какие персонали из севастопольского государственного архива. Каминский Алексей поручик 4 стрелкового полка. Морской летчик. В июне 1917 награжден Георгиевским оружием. Канарский прапорщик по адмиралтейству. В апреле 1917 назначен летчиком в Черноморскую Воздушную дивизию. Канделаки прапорщик. В кампании 1917 летчик 3 воздушного дивизиона. Карпов прапорщик 4 Неманского пограничного полка. В январе 1917 прикомандирован к Черноморской Воздушной дивизии на должность летчика-наблюдателя 1 воздушного дивизиона. Касаткин подпоручик 156 пехотного Елисаветпольского полка. В кампании 1916 летчик 1го воздушного отряда. Киселевич Василий Павлович (? – 31.06.1973), прапорщик по авиационной части, поручик по адмиралтейству. Морской летчик 2го воздушного дивизиона. Награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом. В гражданскую войну служил в белом Черно-морском флоте, с конца 1920 в эмиграции в Болгарии. Кобылин Сергей Евгеньевич прапорщик. В кампании 1917 летчик-наблюдатель 1го корабельного отряда, на январь 1918 летчик-наблюдатель 4го воздушного дивизиона. Награжден мечами к ордену Св. Станислава 2 ст. Кованько Сергей Николаевич (4.02.1879 – ?) прапорщик по морской части (1912). В августе 1915 окончил Севастопольскую школу военных летчиков. В кампании 1915 морской летчик 1го корабельного отряда. (В вашей книге три Кованько, но этого вроде нет) Коведяев Евгений Егорович (29.01.1883-1957), лейтенант. Окончил Морской Кадетский Корпус (1910), морской летчик (1914). В кампании 1914 летчик 1го берегового отряда, в кампаниях 1915 и 1916 командир 2го корабельного отряда, в 1917 командовал 2м дивизионом 1й воздушной бригады. Первый морской летчик, награжденный Георгиевским оружием (1915). Во время гражданской войны командовал 1м воздушным добровольческим дивизионом. Эмигрировал в США. Колбасьев Александр Евгеньевич (1891-1976), прапорщик по авиационной части (1915), подпоручик по адмиралтейству (1916). Морской летчик (1916). В 1917 летчик 1го корабельного отряда, командир 14го(?) воздушного отряда. Награжден орденами Св. Станислава 3 ст. и Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом. В гражданскую войну служил летчиком морского воздушного отряда. В эмиграции во Франции. Колен Георгий Георгиевич (5.01.1893 - ?) мичман. В 1914 окончил Морской Кадетский Корпус. В 1917 летчик 4 воздушного дивизиона (воздушная станция «Батум»). Комаров Михаил Семенович (23.05.1879 - ?), капитан по адмиралтейству, в службе с 1904. В октябре 1910 получил во Франции диплом пилота, назначен инструктором в Севастополь-скую школу военных летчиков ОВФ. В 1912 летчик Морского ведомства. Окончил курс Подводного плавания (1913). В 1й мировую войну командовал подводными лодками на Черном море. В гражданскую войну служил в белом Черноморском флоте. Корнилович Георгий Валерьянович (4.12.1888 – после 1960), лейтенант. Окончил Морской Кадетский Корпус (1911), морской летчик (1914). В годы 1й мировой войны летчик резервного авиаотряда. Его экипаж 6 февраля 1916 в районе Зуигулдана первый в истории морской авиации Российской империи обнаружил германскую подводную лодку. В кампании 1917 командир 5 авиаотряда 2го воздушного дивизиона 1й воздушной бригады. Награжден Георгиевским оружием. Во время гражданской войны служил в белом Черноморском флоте. В эмиграции во Франции. Косоротов Владимир Георгиевич (29.03.1891 – 26.10.1939), лейтенант. Окончил Морской Кадетский Корпус (1911), морской летчик (1915). Награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом. В эмиграции в США. Краснянский Николай авиационный унтер-офицер, прапорщик по адмиралтейству (01.1917). Морской летчик. В гражданскую войну служил в белом Черноморской флоте. Кубеницкий подпоручик 27 арт. бригады. В феврале 1917 прикомандирован к Черноморской Воздушной дивизии на должность летчика-наблюдателя. В гражданскую войну служил в морском воздушном отряде. Кулевич Иосиф Игнатьевич прапорщик по авиационной части. В кампании 1917 летчик 1го воздушного дивизиона. 22 марта 1917 охраняя эскадру в районе пролива Босфор вступил в бой с германскими самолетами и заставил их отступить. Самолет во время боя получил 33 пулевых попадания. Награжден орденом Св. Георгия 4 ст. (07.1917).

дмл: Спасибо!!

дмл: http://letunij.narod.ru/ http://www.og-irk.ru/vp115/pervoprohodtsi_vozdushnih_marshrutov/view_1031.html http://www.og-irk.ru/vp115/pervoprohodtsi_vozdushnih_marshrutov/view_1031.html http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ARTS.HTM http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ARTS.HTM

hellcat: Спасибо. Изучим материал.

MG: из премодерации aviator1ww небольшие замечания хеллкэту hellcat Друзья, уж извините. ноя встряну со своими пятью копейками. Нет сил смотреть в очередной раз на некоторые безобразия. Я понимаю, что Вы это скчали где-то в сети, но раз уж Вы интересуетесь темой, то для вас и всех остальных: hellcat писал (давно уже, но пришел только-что): Вот, если кому интересно заслуги русских летчиков ПМВ 1. Штабс-капитан Александр Казаков 17 самолетов 2. Штабс-капитан Евграф Крутень 15 3. Капитан Петр Аргеев 15 4. Лейтенант А.П. Северский 13 5. Лейтенант Иван Смирнов 12 6. Лейтенант Михаил Сафонов 11 7. Капитан Борис Сергиевский 11 8. Прапорщик Эдуард Томсон 11 9. Прапорщик Константин Арцеулов около 10 х - В таблице приведены только подтвержденные победы. х - Некоторые исследователи считают, что российские летчики П.Маринович, В.Федоров, И.Орлов сбили не менее 10 самолетов противника каждый, а Э.Пульпе, Г.Сук, О.Тетер, Я.Махлапуу, В.Янченко и еще одиннадцать пилотов не менее 5. Вношу уточнения! капитан Крутень - 6-9 побед, старший лейтенант Прокофьев (под такой фамилией служил в Российском флоте Северский) - 1 подтвержденная победа!, Смирнов был сухопутным летчиком, прапорщиком, служил в 19-м корпусном авиаотряде - 9-11 побед, старший лейтенант Сафонов - 5 побед (единственный летчик-ас в Российском флоте!), штабс-капитан Сергиевский - 1 подтвержденная победа!, прапорщик Томсон - 1 подтвержденная победа!, прапорщик Арцеулов - ни одной подтвержденной победы!, кстати, он сам никогда о каких-либо своих победах ни упоминал, подпоручик Орлов - 5-9 побед, Ольгерд Тетер - 1, прапорщик Махлапуу - 1, Пульпе - 5, прапорщик Сук - 3-9 (сведения не уточнены, поэтому даю такую большую вилку), прапорщик В. Янченко - 9-12. Это по таблице. Еще hellcat писал: "Кстати интересный момент по Казакову. Оказывается его таран не был целенаправленным в отличие от Нестерова". И далее: "и тогда Казаков решает ударить колесами шасси по верхней плоскости "Альбатроса". Попрошу не передергивать! Сами же пишете (переписываете), что РЕШАЕТ! Именно что целенаправленный и осознанный! Без обид. С уважением, А.С.

hellcat: MG пишет: Я понимаю, что Вы это скчали где-то в сети, но раз уж Вы интересуетесь темой, то для вас и всех остальных: А я это и не скрывал. Искал материал и давал на него ссылки, если нужно было. MG пишет: Попрошу не передергивать! Сами же пишете (переписываете), что РЕШАЕТ! Именно что целенаправленный и осознанный! Без обид. А что передергивать? Возможно я неправильно построил предложение, что оно при этом приобрело такой смысл. Я сейчас не помню почему именно так написал.

MG: hellcat то не я писал... чел не регистрился, сообщение застряло в премодерации, я его просто скопировал... это aviator1ww

hellcat: MG пишет: hellcat то не я писал... чел не регистрился, сообщение застряло в премодерации, я его просто скопировал... это aviator1ww А-а-а, кажется припоминаю. Этот товарищ с форума по авиации ПМВ.

дмл: hellcat пишет: . Этот товарищ с форума по авиации ПМВ. Этот товарищ серьёзный историк. Ему можно верить

hellcat: дмл пишет: Этот товарищ серьёзный историк. Ему можно верить Ну что ж - примем к сведению.

hellcat: дмл, немного глупый вопрос - в вашей книге даты даны по старому или новому стилю?

дмл: совсем даже не глупый. Даты даны так,как были в источниках. По большей части-до1918-по старому



полная версия страницы