Форум » Вторая мировая война. Авиация на суше и на море » потери немецкой авиации 23 июня 1941 года(и не только) » Ответить

потери немецкой авиации 23 июня 1941 года(и не только)

маркушка: В одной из своих работ, Хазанов пишет примерно следующее - "НИКОГДА БОЛЕЕ(выделеленно мною), немцы не несли столь тяжёлых потерь в воздухе на советском фронте" - речь про первый день войны - ок.80 самолётов потерянных безвозвратно. однако... в работе про Курскую Дугу, Хазанов приводит цифры потерь в воздухе, в первый день нем.наступления - 67 потерянных самолётов(без учёта потерь на других участках фронта, а также неполно сохранившейся документации некоторых частей). Десятка полтора-два ещё точно наберётся - те же потери, что и 22 июня, а может и больше. далее... в одной из работ Зефирова приводятся данные о потерях лёгкой штурмовой авиации в марте 45 г.(точная дата не указана), на советские позиции у Одера. Часть - Sonderkommando Falke III. На аэродром не вернулись 82 самолёта Bu" 131, а оставшиеся все 39 самолётов имели повреждения. Если приплюсовать какие-то имевшиеся потери за день этих суток - потери будут даже БОЛЬШЕ потерь первого дня войны. Также по косвенным данным, я сделал вывод, что потери 23 июня 1941 года были больше, чем 22 июня. поэтому заявление Хазанова не совсем верно, правильнее было сказать - "22 июня входит в один из НЕСКОЛЬКИХ дней на советском фронте, когда были понесены самые тяжелые потери в воздухе"

Ответов - 122, стр: 1 2 3 4 All

Anarchist: NBE1942 пишет: Интересно где что такое total Полагаю здесь адекватным перевод типа "итого" Ну или "всего".

маркушка: Вот и нет - скорее подразумевается "полная"(без словечка "потеря" - тк и так понятно что речь идёт о них) И потом - строчка эта третья по счёту за вермишт и этой горгатен, а НЕ в конце после повреждённых менее 30 проц. Да и сумма как видите не совпадает. Я уж не говорю об отсутствии тогда графы "потеря(подразумевая-известная) на 100 проц" помимо вермишт и взорванных.

Anarchist: маркушка пишет: Вот и нет - скорее подразумевается "полная"(без словечка "потеря" - тк и так понятно что речь идёт о них) Disclaimer: не вникая в числа. Только относительно перевода (причёи исходя из знания аглицкого языка). "Полное" (в смысле "не подлежит восстановлению" или "под списание") - тоже вариант. маркушка пишет: И потом - строчка эта третья по счёту за вермишт и этой горгатен, а НЕ в конце после повреждённых менее 30 проц. Гипотеза о структурировании ИМХО требует доказательств.


маркушка: Здравый смысл - мои доказательства - Пропали без вести - 2 Взорваны - 2 по вашему ВСЕГО(ИТОГО) - 9 ( кто считать умеет? - поясните результат) повреждены 30-70 - 12 повреждены менее 30 - 11

маркушка: На предыдущей странице добавил данные по известным безвозвратным потерям немецких асов-истребителей(число побед от 5) за сентябрь-ноябрь 1941 года(В декабре асы-истребители потерь не понесли). Всего в 1941 году на советском фронте только по боевым причинам погибли, попали в плен и были тяжело ранены(что не позволило им после излечения вернуться на сов.фронт) - 70 немецких асов-истребителей. В их числе были 2 командира эскадр(дивизий), 9 командиров групп(полков) и 14 командиров отрядов(эскадрилий). Также на советском фронте в 1941 году погибли 2 аса-истребителя из Испании и трое финнов. Вероятно число асов со счётом в 5 побед - неполное.

маркушка: Безвозвратные потери лётного состава истребителей в 1941 году по моим подсчётам около 400 человек(250 в JG и 150 в частях двухмоторных мессеров). Безвозвратные потери лётного состава частей пикирующих бомбардировщиков около 140 человек. Всего более 500. Если такие же потери у транспортников, ближней разведки и связной/санитарной мелочи - 500 То в бомбардировочных частях и дальней разведке число потерь лётного состава - около 4000 ??

маркушка: Безвозвратные боевые потери командного состава немецкой и союзнической авиации. Просьба к знающим людям закрыть недостающие пробелы и вносить уточнения. 22 июня obstlt W.Schellman командир JG 27 пропал без вести(погиб) после в/б hptm H.Bretnu"tz командир II/JG 53 смертельно ранен в в/б - умер 27.6.1941 г. oblt W.Stange командир 8./JG 3 сбит в в/б - убит в перестрелке hptm M.Stadelmeier командир II/KG 51 погиб в в/б oblt ?.Peters командир 1./KG 2 данных нет - погиб oblt J.Hof командир 3.(F)/11 данных нет - погиб lt.cdor.av. C.Batacue командир 1st Long разведюсквадрон погиб в в/б Василевску командир 3 разведэскадрильи погиб в в/б 23 июня oblt W.Wiesinger командир 4./JG 27 сбит зенитным огнём - погиб 24 июня oblt W.Balfanz командир I/JG 53 погиб в в/б oblt W.Roesler командир 6./StG 1 погиб в в/б oblt E.Beutler командир 1./StG 2 погиб в в/б oblt J.Zeller командир 3.(F)/33 данных нет - погиб 25 июня hptm H.Kaminski командир II/ZG 26 тяжело ранен зенитным огнём - на сов.фронт не вернулся 26 июня hptm L.Keller командир II/JG 3 погиб в в/б(?) 27 июня oblt A.Kinzinger командир 1./JG 54 погиб в в/б hptm O.Stams командир II/KG 1 тяжело ранен зенитным огнём - на сов.фронт не вернулся 28 июня obstlt H.Emig командир KGr. 806 сбит зенитным огнём - погиб 29 июня hptm A.v.Lojewski командир IV/JG 77 сбит зенитным огнём - взят в плен oblt F.Amende командир 2./SKG 210 данных нет - погиб 3 июля hptm E.Roeger командир II/KG 30 погиб в в/б oblt J.Berkhoff командир 9./StG 1 сбит зенитным огнём - погиб 4 июля oblt R.Staehle 4.(F)/33 данных нет - пропал без вести 7 июля oblt F.Nohl командир 3./StG 77 сбит зенитным огнём - пропал без вести 8 июля hptm H.Mahlke командир III/StG 1 тяжело ранен зенитным огнём - на сов.фронт не вернулся 10 июля oblt G.v.Wenschowski командир 5./KG 55 сбит зенитным огнём - плен 11 июля lt ?.Ru"ba командир 2./JG 3 погиб в в/б hptm W.Schmidt командир 8./JG 3 тяжело ранен в в/б - на советский фронт не вернулся oblt K.Brink командир ?./JG 52 погиб в в/б 12 июля oblt K.Faust 4./JG 3 погиб в в/б 13 июля StG 2 16 июля oblt H.Kolbow командир 5./JG 51 сбит зенитным огнём - погиб oblt W.Friedel командир St./StG 77 данных нет - погиб 18 июля hptm G.Lehmann командир I/ZG 26 сбит в в/б - плен 20 июля oblt K.Jakobs командир St./SKG 210 данных нет - погиб 22 июля 24 июля 26 июля hptm J.v.Richthofen командир 6./ZG 26 данных нет - погиб oblt K.Langhof командир 3./ZG 26 данных нет - погиб 29 июля oblt k.-H.Knot командир 5(H)/31 сбит зенитным огём - погиб 30 июля lt H.-J.Steffens командир 5./JG 51 погиб в в/б lt ?.Schiss командир St./JG 53 погиб в в/б 31 июля oblt K.Sochatzy командир 7./JG 3 сбит в в/б - плен

маркушка: август

маркушка: Известные потери финскй авиации 1941 25 июня Харрикейн разбился при вынужденной посадке - финны однозначно утверждают что потеря небоевая. Пилот погиб. Брюстер подбит, пилот ранен. 25-30 июня на аэродромах при авианалётах повреждены 15 самолётов. В том числе пишут что "лишь один СБ-2 простоял в ремонте более года". Вероятно не "в ремонте", а "повреждённый" и тихо был списан. 28 июня Брюстер подбит. 1 июля Бленхейм сбит. Данных о потерях экипажа не знаю. 4 июля Фиат подбит. Брюстер подбит, совершил вынужденную посадку. 10 июля И-153 сбит, пилот погиб. 17 июля Гладиатор сбит. 21 июля Фоккер пропал без вести 22 июля Хок сбит. 1 августа четыре Бленхейма сбиты. Про потери экипажей не знаю. 4 августа Фоккер пропал без вести 5 августа Хок сбит 9 августа Брюстер подбит, потерпел аварию при посадке, списан. Пилот ранен. 10 августа три Бленхейма уничтожены на аэродроме при авианалёте. 12 августа Моран подбит. 14 августа Хок сбит 17 сентября Гладиатор повреждён на аэродроме при авианалёте. 18 сентября Гладиатор "не вернулся". Пилот пропал без вести. 20 сентября два Бленхейма сбиты. Про потери экипажей не знаю. 27 сентября два бленхейма сбиты, один Бленхейм подбит. Про потери экипажей не знаю. 29 сентября Фоккер уничтожен на аэродроме диверсантами, ещё один Фоккер "серьёзно повреждён" - по моему мнению вряд ли восстановливался. Бленхейм сбит. Про потери экипажа не знаю. 7 октября Фоккер сбит 24 октября И-153 подбит, разбился при вынужденной посадке. 1 ноября Кёртисс-Хок сбит. Пилот погиб. 5 ноября Кёртисс-Хок сбит. Пилот погиб. 6 ноября Бленхейм сбит. Про потери экипажа не знаю. 1 декабря Фоккер сбит 3 декабря Брюстер сбит. Пилот погиб. 4 декабря Моран сбит. Пилот погиб. 26 декабря Моран "не вернулся". Пилот пропал без вести. 31 декабря Бленхейм сбит. Про потери экипажа не знаю. Всего 29 однозначно боевых потерь, в том числе 4 на земле(у финнов в итоговых потерях вообще не числятся). Ещё 4 "не вернулись" - пропали без вести Ещё два вероятно списаны после боевых повреждений с большой долей вероятности, оба поврежденны на земле(у финнов в итоговых потерях вообще не числятся) 1942 8 января Фоккер пропал без вести 10 января Брюстер подбит, совершил вынужденную посадку. 19 января Фоккер пропал без вести 24 января Брюстер сбит. Пилот погиб. 30 января Бленхейм сбит. Про потери экипажа не знаю. 26 февраля Брюстер сбит. 9 марта Брюстер сбит. Пилот взял в плен. 10 марта два Фоккера сбиты. Пилоты погибли. 27 марта два Бленхейма сбиты, один Бленхейм подбит. Про потери экипажей не знаю. 3 апреля Хок потерян по боевой причине 6 апреля Брюстер подбит. Пилот ранен. 15 апреля три Бленхейма сбиты. Про потери экипажей не знаю. 19 апреля два Бленхейма сбиты. Про потери экипажей не знаю. 29 апреля Фоккер пропал без вести 20 мая шесть Бленхеймов сбиты. Про потери экипажей не знаю. четыре ДБ-3 сбиты. Про потери экипажей не знаю. 28 мая Фоккер сбит 29 мая Брюстер уничтожен на земле 4 июня Фиат повреждён при посадке(был подбит?). 8 июня Брюстер подбит, совершил вынужденную посадку. 25 июня два Брюстера подбиты, совершили вынужденные посадки. Один из них точно на воду. 28 июня Хок потерян по неизвестной причине 9 июля Гладиатор сбит. 20 июля Фоккер пропал без вести 18 августа Брюстер сбит. Пилот погиб. 4 сентября Рипон потерян по неизвестной причине Экипаж погиб +2 4 октября И-153 сбит. Пилот погиб. 30 октября Брюстер сбит. Пилот погиб. 23 ноября Бленхейм пропал без вести. Итого за 1942 год точно известно про 29 сбитых. Ещё четыре самолёта не вернулись из вылета, а причина точной гибели одного гидросамолёта и одного Кёртиссса-Хока расплывчата и точно не известна. Один Хок потерян по неизвестной боевой причине. Один Брюстер потерян на земле. Итого 37 безвозвратных боевых потерь 1943 6 января Бленхейм сбит. Про потери экипажа не знаю. 7 января Хок уничтожен на земле 19 февраля два До-17 "разбились не найдя аэродрома" после возвращения с задания, ещё два До-17 "серьёзно повреждены" - подбиты. Возможно списаны? 19 марта Хок сбит, пилот взят в плен. Хок сбит 24 марта И-153 подбит, совершил вынужденную посадку. 21 апреля два Брюстера подбиты, совершили вынужденные посадки. Пилоты умерли от ран. 2 мая Брюстер сбит, пилот погиб. 4 мая Брюстер сбит, пилот погиб. 20 мая Ме-109 "взорвался в воздухе" - сбит 21 мая Ме-109 сбит, пилот погиб. 2 июня Ме-109 подбит, вынужденная посадка на воду. 6 июня Брюстер подбит, пилот ранен. 17 июня Брюстер уничтожен на аэродроме при налёте. Ме-109 сбит, пилот погиб. 4 июля Хе-115 обстрел, затонул. Три члена экипажа взяты в плен. 27 июля Ме-109 сбит 20 августа Ме-109 сбит, пилот погиб. Ме-109 сбит. 31 августа Брюстер сбит, пилот погиб. 17 сентября Бленхейм сбит. Погибли два члена экипажа. Бленхейм "потерпел крушение" после возвращения с задания. Про потери экипажа не знаю. Ю-88 "повреждён". Вероятно подбит. Ю-88 "повреждён". Вероятно подбит. Ю-88 "повреждён при вынужденной посадке", вероятно был подбит. Возможно списан? Ю-88 "повреждён при вынужденной посадке", вероятно был подбит. Возможно списан? Ю-88 "повреждён при вынужденной посадке", вероятно был подбит. Возможно списан? ?? сентября Ме-109 подбит, совершил вынужденную посадку. октябрь - ??? потерь не нашёл 10 ноября Брюстер сбит 16 ноября Ме-109 "разбился из-за неожиданно начавшегося пожара двигателя", пилот-ас погиб. 27 ноября Ме-109 подбит, разбит при вынужденной посадке 29 декабря Моран сбит. Моран сбит. Итого за 1943 год точно известно о 21 потерянных по боевым причинам, в т.ч. три уничтожены на земле и воде(у финнов данная категория вообще не входит в итоговые цифры потерь) Ещё 3 самолёта возможно потеряны по боевым причинам. Ещё 5 самолётов возможно списаны после возможно боевых повреждений. В одной работе написано - что в 1943 году "потери в боях" составили 7 Бленхеймов. Выше учтены 2 самолёта точно и один возможно, следовательно итоговая цифра известных потерь за год составляет оценочно - минимум 25 самолёта. 1944 январь - потерь вообще не отмечено, но побед конечно огромное число 29 февраля Хок потерян по неизвестной боевой причине 1 марта Ме-109 разбит на вын.посадке, причина боевая? 6 марта Ме-109 подбит, совершил вынужденную посадку Ме-109 подбит, совершил аварийную посадку на аэродроме 21 марта Ме-109 разбит на вын.посадке, причина боевая? 26 марта Хок сбит 30 марта Бленхейм сбит, про потери экипажа не знаю Бленхейм сбит, про потери экипажа не знаю истребитель - ??? сбит истребитель - ??? сбит 31 марта Ме-109 разбит при посадке, причина боевая? ??? марта Ме-109 подбит 2 апреля Ме-109 сбит, пилот погиб 4 апреля Ме-109 сбит 14 апреля Ме-109 разбит на вын.посадке - причина боевая? 8 мая Моран сбит, пилот погиб 13 мая Ме-109 разбит на посадке - причина боевая? 17 мая М-109 сбит 26 мая два Ме-109 разбиты на посадке - причина боевая? 28 мая Хок сбит 2 июня Ме-109 сбит, пилот погиб Ме-109 подбит 7 июня Ме-109 сбит 9 июня Брюстер подбит, разбит при вынужденной посадке 10 июня Брюстер сбит 11 июня два До-17 сбиты, про потери экипажей не знаю (один из них "сбит своими зенитками") 12 июня Брюстер "не вернулся из вылета", пилот пропал без вести 14 июня М-109 сбит 16 июня Ме-109 сбит, пилот взят в плен 17 июня два М-109 сбиты, пилоты погибли +2 Ме-109 подбит, совершил вынужденную посадку 19 июня Ме-109 подбит, разбит при вынужденной посадке 20 июня Ме-109 уничтожен на земле 22 июня Ме-109 сбит, пилот погиб Ме-109 пропал без вести 24 июня Хок сбит, пилот умер от ран 25 июня Ме-109 сбит, пилот погиб 26 июня Ме-109 сбит, пилот взят в плен 28 июня четыре Ме-109 подбиты, совершили вынужденные посадки 29 июня Ме-109 сбит, пилот взят в плен Ме-109 разбит на посадке - причина? 30 июня До-17 сбит (по другим данным подбит), про потери экипажа не знаю Ю-88 подбит, совершил вынужденную посадку, про потери экипажа не знаю Ю-88 подбит Бленхейм подбит ??? июня погиб пилот-ас, возможно был сбит? июнь(без дат) - два Бленхейма сбиты, два Бленхейма подбиты и списаны, два Бленхейма подбиты 2 июля Ме-109 уничтожен на аэродроме при авианалёте Ме-109 уничтожен на аэродроме при авианалёте Пе-2 уничтожен на аэродроме при авианалёте Пе-2 уничтожен на аэродроме при авианалёте три Бюстера уничтожены при авианалёте четыре Ме-109 повреждены на аэродроме при авианалёте Ме-109 сбит 3 июля Ме-109 сбит Ме-109 подбит, совершил вынужденную посадку 4 июля Ме-109 разбит при посадке - причина боевая? 5 июля М-109 подбит, разбился при вынужденной посадке 9 июля Ме-109 разбит на посадке, причина боевая? 11 июля Ме-109 сбит, пилот взят в плен 18 июля Ме-109 подбит, разбился при вынужденной посадке, пилот погиб 20 июля М-109 подбит, разбился, пилот погиб Ме-109 пропал без вести 21 июля Хок сбит 24 июля Ме-109 разбит при вын.посадке, причина боевая? 26 июля До-17 сбит, про потери экипажа не знаю Ме-109 сбит 29 июля Брюстер подбит, совершил вынужденную посадку, пилот умер от ран 30 июля Брюстер сбит 1 августа До-17 сбит, про потери экипажа не знаю два Бленхейма сбиты, про потери экипажей не знаю 8 августа двенадцать Бленхеймов уничтожены на аэродроме при авианалёте два ???-истребителя уничтожены на аэродроме при авианалёте "несколько самолётов" - ??? "других типов" - ??? - во всяком случае не меньше трёх, уничтожены на аэродроме при авианалёте 13 августа Не-59 сбит, один пилот погиб, два взяты в плен "лето" Брюстер сбит, пилот-ас погиб 7 сентября Хок разбит при вын.посадке из-за неизвестной причины 1944 дата - ??? Моран сбит, погиб пилот-ас Итого за 1944 год по известным данным полностью потеряно точно 70 самолётов + не менее 3, всего - 73 возможно ещё один самолёт потерян (известно только про гибель пилота), ещё 13 самолётов потеряны по возможной боевой причине Позже дополню (часть, район, причина)

Ольга: Уважаемые участники форума! Ищу данные по подразделениям советской ночной авиации действовавших в октябре-ноябре 1942 года в районе Армавира. Особенно интересует экипаж По-2 , "обнуливший" 4 ноября 1942 года аэродром под Армавиром. Заранее спасибо!

sz: Ольга пишет: Ищу данные по подразделениям советской ночной авиации действовавших в октябре-ноябре 1942 года в районе Армавира. Особенно интересует экипаж По-2 , "обнуливший" 4 ноября 1942 года аэродром под Армавиром. Заранее спасибо! На том участке, насколько известно, действовал только 763-й НБАП, входивший на 4 ноября официально в ВВС 46-й армии, 20 ноября официально зачисленный в 5-ю ВА. Всего по данным 5-й ВА в ноябре на бомбежку аэродромов Краснодара и Майкопа (о других ни слова) совершено 24 вылета, уничтожено 3 самолета. Не совсем понятно, входит ли сюда и бомбежка 4 ноября. К тому же иногда по образу и подобию У-2 применялись и гидросамолеты МБР-2 морской авиации.

sz: маркушка пишет: Итого за 1943 год точно известно о 15 потерянных по боевым причинам, в т.ч. два уничтожены на земле и воде(у финнов данная категория вообще не входит в итоговые цифры потерь) Ещё 3 самолёта возможно потеряны по боевым причинам. Ещё 5 самолётов возможно списаны после возможно боевых повреждений. По Зефирову общие потери финской авиации (в т.ч. 100 в тылу при обучении) с 1939 по 1944 гг. - 523 самолета и 439 чел. летного состава. Подразделение (по-моему HLeLv 34), получившее 28 Bf-109G-2 в начале 1943 г. к 1944 г. имело 15 этих самолетов. Т.е. потери только "мессеров" за 1943 г. - не менее 13.

маркушка: Ну да, у Зефирова итоговые офиц.данные о потерях (т.е. "сказки финского леса" ) самих финнов, да ещё без учёта потерь на земле. Совершенно не согласуются потери лётного состава с количеством потерянных самолётов и тд. Как минимум половина небоевых потерь на фронте - принадлежит к потерям "боевым" на самом деле, да ещё с потерянными на земле..... Получится совершенно иная картина. Только самим финнам оно надо? У них доморощенных "раскрывателей тайн 2 мировой" типа нашего губошлёпа бсоколова, что то не наблюдается

Ольга: sz пишет: На том участке, насколько известно, действовал только 763-й НБАП, входивший на 4 ноября официально в ВВС 46-й армии, 20 ноября официально зачисленный в 5-ю ВА. Всего по данным 5-й ВА в ноябре на бомбежку аэродромов Краснодара и Майкопа (о других ни слова) совершено 24 вылета, уничтожено 3 самолета. Не совсем понятно, входит ли сюда и бомбежка 4 ноября. К тому же иногда по образу и подобию У-2 применялись и гидросамолеты МБР-2 морской авиации. Интересная картина выходит. По данным Ларинцева пик потерь под Армавиром 25 октября (уничтожено и повреждено около 6 -7 самолетов). По советским мемуарам Армавир бомбила АДД в ночь с 26 на 27 октября (уничтожен и поврежден 51 самолет). А по воспоминаниям пилота II./KG51 обнуление произошло 4 ноября от По-2 (уничтожены и повреждены все самолеты II./KG51 (кроме одного) плюс множество других самолетов. 5 ноября II./KG51 без самолетов (подтверждено по Хольму) убыла в Кречь. Непонятки какие-то.

маркушка: А это никак не может быть связано с диверсионным десантом на аэродром Майкопа 23 октября 1942 года? Кроме предварительной бомбёжки (заявлено два самолёта - подтверждаются один полностью и один повредлённый Ю-52), десантники уничтожили 10 и повредили 13 самолётов - говорят что было много Ме-109. По результатам десанта отчёт был только когда несколько диверсантов добрались до наших, или до рации у партизан. А немцы например растянули потери по отчётности?

Ольга: маркушка пишет: А это никак не может быть связано с диверсионным десантом на аэродром Майкопа 23 октября 1942 года? По документам и нашим и немецким (Хольм, мемуары) - Армавир только даты разнятся. Или налетов было несколько, или... В любом случае по нашим мемуарам немецкая авиация после массового налета 25 октября (70 самолетов) на штаб ЕМНИП 37-й армии, как-то перестала проявлять большую активность. И это в момент немецкого наступления на Орджоникидзе!

sz: Ольга пишет: По документам и нашим и немецким (Хольм, мемуары) - Армавир только даты разнятся. Или налетов было несколько, или... В любом случае по нашим мемуарам немецкая авиация после массового налета 25 октября (70 самолетов) на штаб ЕМНИП 37-й армии, как-то перестала проявлять большую активность. И это в момент немецкого наступления на Орджоникидзе! В ночь с 23 на 24 октября авиация ЧФ высадила на аэродром Майкопа 40 диверсантов. Участвовало всего 22 самолета, предвырительно аэродром бомбили. Советские потери - 23 человека и 1 ТБ-3 - транспортник. По офиц. данным уничтожено 12 и повреждено 10 самолетов противника. Операция эта никак на активность немцев не повлияла - они как делали так и продолжали делать вылетов по 300 в день только на черноморском направлении. По данным 5-й ВА в октябре самолеты 132-й БАД на самолетах ДБ-3 уничтожили на аэродромах 15 самолетов противника. Возможно что-то делали АДД и У-2 ВВС армий. II/KG 51 потеряла в октябре 24 самолета, но говорить об "обнулении" не приходится - на начало месяца группа имела 38 самолетов. Возможно временно почти все самолеты были выведены из строя. 6 ноября группу перебросили в Багерово в Крыму, но вовсе не без самолетов. Все самолеты группа сдала кому-то в январе 1943 г. По воспоминаниям диверсантов ЧФ в Майкопе они уничтожали Bf-109. Так что основной "претендент" на "обнуление" II/KG 51 скорее всего - АДД, данных по которй у меня нет. Кстати, давно не читал мемуаров Руделя, да и приступать не хочется, но как раз на каком-то из этих аэродромов великий ас словил бомбу, после чего валялся в госпитале в Ростове.

sz: Почитал еще раз джедая-классика Руделя. Оказывается в октябре 1942 г. его Erg.Gruppe St.G.2 приступила к активным боевым действиям на Кавказе, летая с аэродрома в Белореченской совместно с StG 77. Причем они сильно страдали от бомбежек, в одной из которых пострадал "юнкерс" самого Руделя. Именно в Белореченской от бомбы 12 ноября погиб командир StG 77 Ортхофер. Кстати Erg.Gruppe St.G.77 также находилась в тех местах, вполне возможно также участвовала в боях. Дальше великий ас слег с желтухой, а вся его группа на празновании 650-го вылета шефа обожралась тортом и обпилась шампанского, советского наверняка, и оказалась небоеспособна, то есть обо...лась.

Ольга: Вопрос Армавира полностью пока не разобрала. Поэтому пока позлобствую: "Виктор Цой жив!" или Краткая рецензия на "исторические" труды Хазанова, Соколова, Бешанова и иже.

маркушка: Закончил предварительный список известных потерь финской авиации в 1941-44 гг. Всего известно о 135 точно потерянных самолётах(в том числе "невернувшихся"), из которых 27 потеряны на земле и в итоговых данных у финнов вообще не числятся. Следовательно можно говорить о 108 известных потерянных по боевым причинам самолётах в сравнении с официальной финской статистикой. В ней числится 172 "сбитых". Следовательно неизвестны даты когда были потеряны(сбиты) ещё минимум 60 самолётов. Возможно большая часть из них это все известные выше "совершившие вынужденные посадки" и просто "подбитые" ? Но и таких среди известных потерь наберётся не более 40 штук. Ещё 20 как ни крути неизвестно когда потеряны(на самом деле конечно больше). Потери лётного состава по итоговым финским данным - Здесь известны вероятно на 95 процентов все потери лётчиков-истребителей - 35 погибших и умерших от ран, ещё 8 на других типах самолётов погибло известно точно. Если допустить что на всех точно известных сбитых Бленхеймах, Ю-88, До-17, ДБ-3 погибли непременно все экипажи, их число не превысит 150 человек (хотя в реальности конечно НЕ все из экипажей погибли). Итого самый-самый максимум - 200 погибших из числа лётного персонала в известных посамолётных потерях(на самом деле меньше). Но ВСЁ РАВНО - у финнов "по боевым причинам" числиться 285 погибших пилотов и членов экипажей !!! Ещё минимум 80 человек погибших неизвестно на чём - это что же - те неизвестные 20 самолётов. И непременно четырёхместные и которые сразу похоронили весь экипаж при одной потере машины. Запутанность и неполнота финских данных о своих потерях видна вооружённым глазом. Механизм брехни в их работах переписываемых зефировым и любителями номерков не подвергается сомнению и ничего не делается для разоблачения этой брехни. Однако же какой праведный гнев эти считатели обрушивают на тех, кто ставит нелицеприятные для них вопросы показывающие всю лживость западных работ и неполноту номерков.

sz: маркушка пишет: Здесь известны вероятно на 95 процентов все потери лётчиков-истребителей - 35 погибших и умерших от ран, ещё 8 на других типах самолётов погибло известно точно. Ну даже у Зефирова общие потери финских летчиков-истребителей - 100 погибших и 9 пленных. В ходе Зимней войны всего погибло 77 чел. летного состава, т.е. 362 человека в 1941-44 г. Только на "мессерах" - не менее 30 погибших. Вообще в Зимней войне у Зефирова 71 потеря самолета, хотя реально не менее чем в 2 раза больше. Если и его итоговые 523 самолета умножить на 2 - вполне интересная картина получится Финны - маленький го...стый народ, русским их не понять, в 20 веке они пережили невероятный энергетический подъем, подъем в виде дичайшего национализма с элементами фашизма. И врут они в духе своей национальной пропаганды, ибо чем еще гордиться сейчас простому финну? Зимней войной, Юутилайненом, великими асами. На том и стоят. Правда если начать выяснять реальное соотношение потерь в Финляндии, наверняка будет интересно. Кого-нибудь в финские архивы пускают, вы не знаете?

маркушка: Итоговые финские оф.данные по Зефирову - действительно 100 погибших лётчиков-истребителей за ОБЕ войны ВМЕСТЕ с небоевыми потерями. У меня здесь предварительные расчёты на их боевые потери погибшими только в 41-44 - не больше 40 человек самый максимум(конечно не считая пленных и выбывших по ранению). Также они числят всего за ДВЕ войны погибших 352 человека из числа лётного персонала по боевым причинам. Даже если всех 77 человек которые погибли ПО ВСЕМ причинам в 39-40 гг. отнять от этих потерь - тогда в 41-42 гг. должно быть числиться погибшими минимум 275 человек, на самом деле конечно больше - я и "накинул" десяток до 285. 285(минимум) минус 40(максимум) минус 150(максимум на известных точно многоместных - от 2 до 4 человек - самолётах) = 90 погибших НЕИЗВЕСТНО где и на ЧЁМ минимум по БОЕВЫМ причинам. Всего самолётов числят по боевым причинам потеряных (сбитых и не вернувшихся) - 173 Известно максимум о 150 (даже если предположить что ВСЕ известные "подбитые" были списаны). Где и при каких обстоятельствах ещё были "сбиты" и "не вернулись" минимум 20 самолётов (непременно многоместных типа До-17 или Ю-88 и НЕПРЕМЕННО с гибелью при этом ВСЕГО экипажа) - аллах ведает Или может быть из 179 числящихся потерянными по небоевым причинам, нужно отнять 100-120 самолётов, потерянных в реале всё таки по боевым причинам? Картина прямо как у немцев, даже хлеще. А то несуразица какая то получается - на 173 сбитых и "невернувшихся" по боевым причинам приходится 179 потерянных по небоевым. в то время как в 39-40 гг. соотношение было 42 по боевым и 29 по небоевым. Видно финны сами запутались в вуалировании своих потерях и не желают признаваться в пудреже мозгов. И тогда цифры в 41-44 гг. более менее будут сходиться - на 270-290 примерно сбитых и "невернувшихся" самолётов - около 300 человек погибших и пленных лётного состава. На 150 примерно небоевых потерь самолётов и при обучении - 60 погибших. И ещё около 30 точно известных уничтоженных на земле, которые финны вообще не посчитали почему то а может их ещё больше было на десяточек.... А сколько было списано из-за повреждений и не восстановлено уже после окончания войны - отдельный вопрос.

Ольга: маркушка пишет: 270-290 примерно сбитых и "невернувшихся" самолётов - около 300 человек погибших и пленных лётного состава. Я думаю, что на один погибший экипаж должно приходиться не менее двух сбитых самолетов или один сбитый и один плюхнувшийся в хлам на брюхо...

маркушка: Вполне возможно. Но вероятно к истребителям подходит критерий - два сбитых и один плюхнувшийся, а Ваш вариант больше подходит к бомбардировщикам - один-"полтора" сбитый. Тогда примерно так - погибших и пленных истребителей около 50 - сбито и списано не меньше 150 самолётов, 250 погибших и пленных пилотов и членов экипажей многоместных самолётов по 2-4 (в среднем 3) - ещё 100-120 сбитых (из них одних Бленхеймов не менее 40) Боле мене сходится И ещё не меньше тридцати уничтоженных на земле - всего 300-320 самая минимальная оценка БОЕВЫХ потерь на конец войны. Мне кажется больше 350 не будет - но и 300 довольно значительное число с учётом особенностей театра и характера бд.

Ольга: маркушка пишет: Мне кажется больше 350 не будет - но и 300 довольно значительное число с учётом особенностей театра и характера бд. Может и так. А вообще нужны данные - было, пополнение, осталось....

маркушка: Да где ж их взять?

Ольга: маркушка пишет: Да где ж их взять? Вопрос интересный... В теории нужно пролопатить всякие справочники по авиации ВМВ и выискивать данные по самолетам поставленным в Финляндию. Плюс смотреть всякие брошюры по истории отдельных самолетов, где может быть указано, что столько-то самолетов продано финнам. Вполне вероятно, что такой поиск может выявить неучтенку....

Ольга: маркушка пишет: Да где ж их взять? Попробую сделать выборку...

sz: Уважаемый маркушка приводил здесь список известных потерь финской авиации. Сейчас есть уже несколько интересных работ, где описывается судьба почти каждого финского самолета определенного типа. Например по Фоккерам XXI, полученным финнами до войны есть работа тех же Стеннмана и Кескинена. Их потери (боевые) в 1941-44 гг. FR-82 - пропал 21.07.41. FR-90 - сбит 28.05.42. FR-91 - сбит 7.10.41. FR-96 - пропал 04.08.41. FR-97 - сбит 25.07.41. FR-99 - пропал 08.01.42. FR-103 - сбит 20.07.42. FR-104 - сбит 01.12.41. FR-105 - сбит 10.03.42. FR-106 - сбит 10.03.42. FR-114 - пропал 19.01.42. FR-117 - пропал 29.04.42. Это далеко не все "Фоккеры", всего их по номерам 97, описывается судьба лишь полученных до Зимней войны. Вообще из 42 "Фоккеров", полученных финнами до Зимней войны: 2 разбились до 31.11.39. 10 потеряны по боевым причинам в ходе Зимней войны 2 потеряны по небоевым причинам в ходе Зимней войны. 5 потеряны между войнами в авариях-катастрофах. 12 потеряны в Войне-Продолжении по боевым причинам 3 потеряны в Войне-Продолжении по небоевым причинам 8 дожили в учебно-боевых частях до 1945 г., когда и были списаны. Кстати, к началу Зимней войны у финнов было не 36 "Фоккеров", как написано всюду и везде, а 40

sz: Продолжу по Кертисс Хокам H-75 Всего их получено было 30 штук финнами в 1941 г. и 14 в 1943 г. Боевые потери (вместе с неясными причинами) CU-501 - 22.07.41. сбит, налет 40 часов, 2 победы. CU-551 - 29.02.44. потерян по неизвестной причине в боевом вылете, налет 602 ч 10 мин, 10 побед CU-553 - 07.09.44. списан после ВП, причина неизвестна, налет 670 ч 35 мин, 11 побед CU-554 - 19.03.43. сбит, налет 262 ч, 9 побед CU-555 - 28.05.44. сбит, налет 431 ч, 4 победы CU-557 - 05.08.41. сбит, налет 20 ч, 1 победа CU-558 - 07.01.43. уничтожен бомбой на земле, налет 471 ч 55 мин, 17 побед CU-561 - 14.08.41. сбит, налет 45 ч 15 мин, 2 победы CU-562 - 24.06.44. сбит, налет 215 ч 45 мин, 1 победа CU-563 - 28.06.42. потерян по неизв. причине в боевом вылете, налет 334 ч 45 мин, 10 побед CU-565 - 19.03.43. сбит, налет 224 ч, 4 победы CU-567 - 05.11.41. сбит, налет 136 ч 25 мин CU-570 - 01.11.41. сбит, налет 158 ч 35 мин, 6 побед CU-572 - 03.04.42. потерян по боевой, налет 75 ч 30 мин, 2 победы CU-581 - 24.06.44. сбит, 142 ч 35 мин CU-583 - 26.03.44. сбит, налет 43 ч 35 мин CU-587 - 21.07.44. сбит, налет 164 ч 20 мин, 2 победы Кроме того 11 самолетов потеряны по небоевым (а так это или нет - стоило бы выяснить) причинам: CU-504 - 20.07.42. разбит по техн. причине, налет 74 ч, 1 победа CU-506 - 17.11.43. налетел на "Бленхейм" BL-162, рухнул, налет 42 ч 35 мин CU-507 - 10.07.41. потерян по небоевой причине, налет 3 часа. CU-564 - 09.03.43. потерян по техн. причинам, налет 317 ч 55 мин, 10 побед CU-566 - 19.05.42. потерян по небоевой, налет 229 ч 25 мин, 6 побед CU-568 - 01.07.42. потерян по небоевой, налет 310 ч 25 мин, 8 побед CU-569 - 13.06.43. потерян по техн. причинам, налет 119 ч 15 мин, 2 победы CU-571 - 05.44 потерян по техн. причинам, налет 288 ч 15 мин, 3 победы CU-576 - 07.05.44 небоевая потеря, налет 98 ч 20 мин CU-579 - 17.06.44. сдан в ремонт по небоевой, из которого не вышел, налет 79 ч CU-582 - 25.05.44. потерян по технической, налет 46 ч 50 мин Осталось 16 самолетов и, что удивительно, кроме трех никто не "помер своей смертью". Все самолеты (практически без исключения) летавшие с 1941 г. прошли очень длительный ремонт на Государственном авиационном заводе, часто длительностью до года, через кучу вынужденных посадок. Если существовала какая-то возможность продлить самолету жизнь - финны ее использовали.

маркушка: Внёс в список данные предоставленные уважаемым sz

sz: Теперь по "Брюстерам". Боевые потери: BW-351 - 17.06.43. уничтожен на земле, 18 побед BW-352 - 21.04.43. сбит, 18 побед BW-354 - 21.04.43. сбит, 9 побе BW-356 - 31.08.43. сбит, 6 побед BW-358 - 24.01.42. пропал, 1 победа BW-359 - 26.02.42. сбит, 2 победы BW-362 - 09.03.42. пропал, 2 победы BW-364 - 29.07.44. сбит, 36 побед BW-365 - 10.06.44. сбит, 7 побед BW-366 - 10.11.43. сбит, 23 победы BW-368 - 30.07.44. сбит, 12 побед BW-372 - 25.06.42. сбит, 8 побед BW-374 - 12.06.44. пропал, 11 побед BW-375 - 02.07.44. уничтожен на земле, 11 побед BW-376 - 30.10.42. пропал, 9 побед BW-378 - 18.08.42. сбит, 8 побед BW-380 - 02.05.43. пропал, 12 побед BW-381 - 25.06.42. сбит, 1 победа BW-383 - 02.07.44. уничтожен на земле, 16 побед BW-385 - 03.12.41. сбит, 2 победы BW-388 - 04.05.43. сбит, 13 побед BW-390 - 29.05.42. уничтожен на земле, 4 победы BW-393 - 02.07.44. уничтожен на земле, 41 победа BW-394 - 08.06.42 сбит, 3 победы Небоевые потери: BW-369 - 28.06.43. авария BW-371 - 22.02.44. авария, 2 победы BW-389 - 29.01.42. авария BW-392 - 05.06.43. авария, 3 побед Всего из 44 "Брюстеров": 2 разбиты до войны 24 потеряны по боевым причинам 4 потеряны по небоевым причинам 14 имелись на конец войны, из которых 4 сбили немцы в октябре 1944 г. Все это лишь несомненные сбития без продолжения истории, но есть например BW-377, фактически сбитый 09.06.44, но каким-то чудом восстановленный чтобы быть списанным уже 14.09.48., причем скорее всего самолет так ни в какую часть после ремонта не попал.

sz: Теперь по "мессерам". Свалю все в одну кучу ибо часто невозможно понять - боевая причина списания или нет. MT-203 20.05.43. взорвался в воздухе (без пояснений), 56 ч 30 мин налет, 5 побед MT-204 02.06.44. сбит, 128 ч 50 мин налет, 6 побед MT-211 10.04.43. разбит о дверь ангара, налет 17 ч 25 мин MT-212 02.06.43. сбит, налет 39 ч 35 мин, 3 победы MT-213 18.07.44. авария, налет 158 часов, 10 побед MT-214 17.06.43. сбит, налет 47 ч 20 мин, 4 победы MT-215 29.07.43. авария, налет 52 ч 30 мин, 2 победы MT-217 26.05.44. разбит на посадке (неизв причина), налет 120 ч 8 мин, 8 побед MT-219 20.08.43. пропал, налет 41 ч 5 мин, 2 победы MT-220 27.07.43. сбит, налет 29 ч 40 мин, 5 побед MT-221 25.06.44. пропал, налет 63 ч 40 мин, 7 побед MT-222 10.03.44. авария, налет 84 ч 45 мин, 17 побед MT-223 16.11.43. ВП на воду (причину не сообщают), налет 59 ч 55 мин, 3 победы MT-224 20.08.43. авария, налет 39 ч 15 мин, 4 победы MT-225 07.06.44. сбит, налет 173 ч 05 мин, 4 победы MT-226 04.04.44. сбит, 37 ч 55 мин налет MT-227 17.06.44. сбит, налет 118 ч 30 мин, 9 побед MT-228 21.05.43. какая-то там коллизия с И-153, таран наверное, налет 11 ч 15 мин, 1 победа MT-229 17.06.44. я так понял протаранен крылом сбитого MT-227, налет 127 ч 50 мин, 14 побед MT-233 27.11.43. разбит на ВП (причина не сообщ), налет 85 ч 20 мин, 2 победы MT-234 01.03.44. разбит на ВП (причина не сообщ), налет 27 ч 30 мин MT-235 03.07.44. сбит, 18 побед MT-236 12.05.44. столкновение с MT-242, налет 128 ч 45 мин MT-239 21.03.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 117 ч 40 мин MT-240 13.05.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 176 ч 50 мин MT-242 12.05.44. столкновение с MT-236, налет 101 ч 30 мин MT-243 14.04.44. разбит на ВП (причина не известна), налет 119 ч 35 мин, 1 победа MT-244 29.06.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 193 часа, 8 побед MT-245 26.05.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 57 ч 35 мин MT-246 02.07.44. уничтожен на земле, налет 83 ч 5 мин, 9 побед MT-248 04.07.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 150 ч 15 мин MT-407 20.07.44. сбит, 54 ч 15 мин налет, 1 победа MT-408 24.07.44. разбит на ВП (причина не известна), 64 ч 35 мин налет MT-409 03.07.44. пропал, налет 52 ч 15 мин, 1 победа MT-410 22.06.44. сбит, налет 50 ч, 5 побед MT-413 31.03.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 10 ч 35 мин MT-414 14.06.44. сбит, налет 36 ч, 2 победы MT-417 19.06.44. сбит, налет 40 ч, 9 побед MT-418 18.05.44. авария на посадке, налет 18 ч 30 мин, 2 победы MT-419 20.06.44. уничтожен на земле, налет 26 ч 20 мин, 8 побед MT-420 16.06.44. сбит, налет 22 ч 50 мин, 3 победы MT-428 01.07.44. авария на посадке, налет 48 ч 15 мин, 5 побед MT-429 17.05.44. сбит, налет 11 ч 35 мин MT-432 05.07.44. сбит, налет 28 ч 30 мин, 6 побед MT-434 26.07.44. сбит, 31 ч 20 мин, 2 победы MT-439 29.06.44. сбит, налет 27 ч 45 мин, 25 побед (абсолютный рекорд финского приписочного идиотизма, ибо на фронте самолет просуществовал всего 10 дней!!!) MT-440 11.07.44. пропал, налет 55 ч 10 мин, 8 побед MT-442 22.06.44. пропал, налет 11 ч 55 мин, 1 победа MT-444 26.06.44. разбит на ВП (причина не известна), налет 12 ч 10 мин MT-446 02.07.44. сбит, налет 17 ч 40 мин MT-450 02.07.44. уничтожен на земле, налет 20 ч 5 мин, 10 побед MT-467 09.07.44. разбит на посадке (причина не известна), налет 33 ч 20 мин, 1 победа MT-475 20.07.44. сбит, налет 43 ч 20 мин, 2 победы MT-476 05.07.44. авария на посадке, налет 15 ч 15 мин, 1 победа MT-478 18.07.44. сбит, налет 33 ч 30 мин, 4 победы MT-484 20.07.44. пропал, налет 10 ч 35 мин MT-493 авария 05.08.44., налет 7 ч 20 мин Кроме того есть подозрительно быстрые списания после войны. Финны вообще раньше времени не списывали никогда чего бы то ни было, а тем более BF-109, служившие до 50-х гг MT-201 списан 12.12.44., налет 232 ч 20 мин MT-206 списан 28.10.44. 187 ч 5 мин налет, 14 побед MT-231 списан 29.08.45., налет 232 ч 30 мин, 7 побед MT-421 списан 20.02.45., налет 33 ч 35 мин MT-455 списан 29.11.44., налет 37 ч 55 мин, 1 победа MT-492 списан 20.02.45., налет 18 ч 10 мин MT-510 списан 04.12.44., налет 9 ч 25 мин

sz: Моран-Солнье. MS-301 - 04.11.41. сбит, 2 победы MS-304 - 29.04.42. сгорел на земле, 6 побед MS-305 - 23.07.44. сбит, 3 победы MS-306 - 18.02.42. авария, 1 победа MS-307 - 23.07.43. авария, 1 победа MS-308 - 28.06.44. якобы сбит финской противотанковой (!) пушкой, 2 победы MS-309 - 03.08.41. сбит MS-311 - 10.08.44. авария, 3 победы MS-312 - 11.09.41. сбит MS-314 - 04.07.44. пропал, 5 побед MS-317 - 25.05.44. сбит, 4 победы MS-323 - 22.07.44. сбит MS-324 - 18.08.42. сбит, 1 победа MS-325 - 07.08.42. авария, 1 победа MS-327 - 23.12.41. якобы сгорел на земле при рулежке, 8 побед MS-329 - 04.12.41. столкновение с МиГ-3, 3 победы MS-601 - 10.08.41. сбит MS-603 - 06.06.44. пропал, 3 победы MS-606 - 27.06.44. пропал, 4 победы MS-607 - 12.06.43. авария, 3 победы MS-608 - 07.11.41. сбит, 1 победа MS-609 - 23.08.42. авария MS-610 - 14.07.44. авария MS-611 - 12.03.44. сгорел во время прогрева мотора, 2 победы MS-612 - 18.08.41. сбит MS-614 - 16.03.42. сбит MS-617 - 30.07.44. сбит, 3 победы MS-618 - 26.12.41. пропал, 1 победа MS-620 - 01.09.42. сбит, 3 победы MS-621 - 24.04.42. авария, 2 победы MS-627 - 03.07.44. сбит, 3 победы MS-628 - 17.05.44. авария, 1 победа MS-634 - 08.06.44. авария MS-635 - 01.08.44. уничтожен на земле, MS-637 - 20.07.44. сбит, 1 победа MS-638 - 08.05.44. сбит MS-643 - 08.05.44. сбит MS-644 - 05.08.44. пропал MS-645 - 03.07.44. пропал, 1 победа MS-647 - 03.09.44. сбит MS-648 - 12.08.44. авария MS-654 - 16.08.44. сбит MS-655 - 06.08.44. сбит Do-17 DN-51 - 01.08.44. сбит DN-53 - 19.02.43. авария DN-54 - 11.06.44. сбит DN-56 - 11.06.44. сбит DN-59 - 26.07.44. сбит DN-61 - 11.06.44. сбит якобы собственной ЗА DN-62 - 23.05.42. авария DN-63 - 30.06.44. сбит DN-65 - 20.02.43. авария Из 15 Do-17, полученных финнами, 9 потеряны, 1 отправлен на ремонт в Германию (DN-60 после ВП 25.08.42.), но не получен обратно Ju-88 JK-251 - 29.12.43. разбит на посадке JK-254 - 01.07.44. разбит на посадке JK-255 - 01.06.44. разбит на посадке JK-259 - 23.06.44. сбит JK-262 - 18.07.44. взорвался на посадке JK-264 - 15.06.44. авария, загорелся в воздухе JK-267 - 29.07.44. разбит на посадке после техн. проблем JK-269 - 20.08.43. повреждение от собств. бомб, списан впоследствии JK-274 - 23.04.43. разбит в Риге при перегонке к финнам Из 24 полученных Ju-88 потеряны 9, затем 2 сбиты немцами. Практически все самолеты имели по 1-2 ВП с повреждениями, но ремонтировались Видел фотографии многих "поврежденных" финских самолетов, восстановленных потом. Зрелище не для слабонервных, один (FR-82 летом 1940 г.) вообще разломан пополам чуть за кабиной, но ничего, летал.

sz: Есть кое-что интересное по "суровым будням" самолетов у фиников. Например "Хоки" 19 раз сдавались в ремонт после тяжелых повреждений на завод, срок ремонта - от 20 дней(единичный случай), до 2 лет, как правило не меньше 6 месяцев. Суровая "многоразовая" эксплуатация приводила к большому проценту списаний не только самолета, но и летчика. На "Хоках" во время войны с СССР погибло 17 человек и 2 попали в плен. Боевые потери: V.Hytti убит L.Andersin убит J.Kajanto убит I.Wacher убит V.Jankka попал в плен L.Riihonen убит P.Virtalahti убит P.Nurminen попал в плен A.Lakio убит P.Berg убит E.Visuri убит V.Evinen смертельно ранен K.Salminen убит Небоевые потери: M.Aalto убит U.Alppinen убит K.Hallavaara убит T.Heruua убит T.Taskinen убит O.Maenpaa убит Кроме того не менее 12 человек получили ранения. К четким безвозвратным потерям я бы отнес самолеты, ремонтировавшиеся до конца войны: CU-502 27.03.44. ВП по боевой, R.Hakulinen ранен. Ремонт до конца войны и дольше CU-552 11.12.43. ВП после выработки горючего E.Koskinen не пострадал. Ремонт до конца войны и дольше CU-569 13.06.43. ВП по техн. причине, шасси и корпус разломаны J.Lemstrom не пострадал. Ремонт до конца войны CU-579 16.05.44. ВП по техн. причинам K.Mustonen не пострадал. Ремонт до конца войны Кстати, на "Брюстерах" погибло и попало в плен 16 человек, в т.ч. 13 - по боевой. Т.е. вместе с "Хоками" уже 26 погибших и попавших в плен по боевой причине, а всего - 35.

маркушка: Также были потеряны 55 бленхеймов, правда не помню точно - толи все в войне-продолжении, то ли 1-2 из них в Лапландской войне. Потери л/с неизвестны, но можно предположить, что погибло не менее 80 человек из числа экипажей.

sz: маркушка пишет: Также были потеряны 55 бленхеймов, правда не помню точно - толи все в войне-продолжении, то ли 1-2 из них в Лапландской войне. Потери л/с неизвестны, но можно предположить, что погибло не менее 80 человек из числа экипажей. Вообще считается, что до 1945 г. потеряно 58 "Бленхеймов", из них минимум 1 - от немцев, 4500 вылетов. Но подробной информации у меня лично нет. Для сравнения Do-17 совершили 415 боевых вылетов, погибло-попало в плен 20 чел. На Ju-88 совершено 558 боевых вылетов, на 8 потерянных в части самолетов 12 потерь летного состава. То есть человек 80-100 на "Бленхеймах" погибло точно. По потерям летного состава истребителей есть такая неполная информация. "Хоки" - 19 чел. "Брюстеры" - 16 чел. "Мораны" - 22 чел. Bf-109 - 25 человек. "Фоккеры XXI" (Мерлин) - 12 чел. "Гладиаторы" - 3 чел. "Харрикейны" - 3 чел И-153 - 5 чел. Итого 105. Не знаю сколько погибло на 35 "Фиатах" и остальных 55 "Фоккерах". Все это потери исключительно в боевых частях.

маркушка: Все в боевых частях, да не все по боевым причинам. А также(!) включая и пленных - которые вернулись живыми из плена. В среднем общее число потерь погибшими среди лётного состава по боевым причинам составит 240 человек самый максимум, даже учитывая потери на ДБ-3 и СБ, на гидросамолётах. Ну накинем ещё десяток из лётного состава погибшие на земле от бомбёжек и обстрелов, в сумме получается 250 максимум. А по официальным данным финнов - потери лётного состава должны быть не меньше 270 человек только погибшими и только по боевым причинам. Ещё около 15-20 человек не "натягиваются" при всём желании. А ведь это примерно 4-5 многоместных самолётов погибших по БОЕВЫМ причинам со всеми экипажами или 15 минимум одноместных истребителей погибших вместе с пилотами Где они - спрашивается?

sz: Ну если бы у меня были все книги Suomen Ilmavoimen Historia, думаю, знал бы все "до копейки". Число 353 потерь летного состава в 1939-44 гг. скорее всего - общие потери в боевых частях, а 86 - потери учебных частей, да и все. Пленные - полноценная безвозвратная потеря. Если вы хотите придерживаться своей версии и найти "неучтенку" в боевых потерях, тогда примите во внимание и то, что 86 потерь в катастрофах - явная неучтенка, на самом деле гораздо больше. Мне число в 270 погибших-пленных в 1941-44 гг. наоборот кажется заниженным. Уже по истребителям минимум 120 чел. набегает, да плюс не менее 150 - по бомбардировщикам, уже 270, не считая разведчиков, гидросамолеты и т.д. Плюс ко всему люди погибают и под бомбежками, в автокатастрофах, да мало ли от чего, про такие потери финские историки что-то молчат. Зефирова же вообще не стоит принимать во внимание, его числа потерь по истребителям, например - явный подлог, он просто не включил в общий перечень потери еще ряда частей.

маркушка: Нет, у Зефирова сказано именно погибшие и пропавшие без вести по боевым причинам 353 человек лётного состава(а не в "боевых частях"), то есть вернувшиеся живыми пленные могут быть НЕ учтены - непонятно что имеется в виду - ИТОГОВЫЕ безвозвратные потери(как мне кажется) или безвозвратные потери на момент окончания войны с учётом остающихся пока в плену без вести пропавших? И 86 погибших это погибшие в "авиакатастрофах", как сказано, а не по "небоевым причинам" или в "учебных частях". То есть только в лётных происшествиях и во всех частях.



полная версия страницы