Форум » Вторая мировая война. Авиация на суше и на море » Описания боев с разбором полетов » Ответить

Описания боев с разбором полетов

MG: Сегодня наткнулся у Родионова на интересное описание

Ответов - 9

MG: 4 июля 1943, поздно вечером, шесть Bf109G возглавляемые Тео Вайссенбергером вылетели на прикрытие своего морского конвоя в район Киркенеса. Уже в воздухе береговые посты ВНОС сообщили ведущему о появившемся советском разведчике Пе-2. И действительно, на подходе к ордеру Вайссенбергер обнаружил двухмоторный самолет. На самом деле это был Пе-3 и его штурман, в этот момент передавал по радио в третий раз координаты немецкого конвоя, его состав и погоду в районе цели. Надо сказать, что советские пилоты отметили в своем сообщении наличие прикрытия в составе пяти истребителей, но "Мессер" ведущего, отделившийся от общего строя, они не заметили. Сблизившись с "пешкой" он смог успешно атаковать советский самолет. Оставляя шлейф дыма, "Петляков" начал снижаться, уходя прочь от конвоя. Именно в эти минуты с аэродрома Ваенга-2 для удара по конвою взлетали пять торпедоносцев (три ДБ-ЗФ и два "Хэмпдена") и пара штурмовиков Ил-2 (для подавления зенитного огня кораблей эскорта) из состава 6-й мтад Северного флота под командованием командира 9-го гв. мтап гвардии майора Костькина. Их прикрытие возлагалось на семь "Аэрокобр" 255-го иап. Несмотря на благоприятный прогноз погоды над целью, в районе аэродромов метеоусловия не баловали: с самого утра низкая облачность закрывала вершины сопок, и поэтому на задание вылетели самые подготовленные экипажи. В районе полуострова Рыбачий, у самого побережья Ледовитого океана, соединение наткнулось на сплошную облачность ниже ста метров и дождь. Ведущий "Аэрокобр", несмотря на запрет майора Костькика, развернул истребители на обратный курс и вернулся на свой аэродром. Торпедоносцы и штурмовики, оставшись без прикрытия, продолжили полет к цели. Вскоре в районе мыса Скальнес облака остались позади, впереди был немецкий конвой, над которым по докладам уцелевших кружили "7 ФВ-190, 4 Me-109, 3 Me-110 и 1 Хе-115". Зенитные расчеты боевых кораблей и транспортов открыли по приближающимся советским самолетам сильный зенитный огонь, а истребители противника устремились в атаку. Согласно официальной немецкой версии, зафиксированной в книге В.Гирбига "5-я истребительная эскадра "Полярное море"" (W.Girbig. Jagdgeschwader 5 "Eismeer") "наземные посты передали предупреждение о появлении соединения противника над северной оконечностью полуострова Рыбачий. Через 10 минут оно уже было на месте, строй из 25-30 бомбардировщиков и торпедоносцев направлялся к цепи. Впереди шла группа старых английский бомбардировщиков "Хэмпден",.. за ними - строй Ил-2, еще строй Пе-2 и несколько "Бостонов"". Простой подсчет, показывает, что если уцелевшие советские экипажи завысили число вражеских самолетов с в 2,5 раза (с 6 до 15), то немецкие летчики не поскупившись - более чем в 4 раза (с 7 до 30). Единственно в чем последние не ошиблись: рядом не было ни одного краснозвездного истребителя... Фактически все могло закончиться трагически для наших пилотов еще на подходе к конвою, но пара штурмовиков Ил-2 выйдя вперед, произвела залп реактивными снарядами по приближавшимися на встречном курсе "Мессершмиттам". Опасаясь попаданий, стервятники шарахнулись в стороны открывая путь торпедоносцам. Развернувшись, "мессеры" навалились на "горбатых" и спустя несколько секунд в воду рухнул экипаж командира 1-й эскадрильи 46-го шап капитана Л.Г.Колтунова со штурманом эскадрилий лейтенантом А.В.Корсунским. Затем настала очередь торпедоносцев, упорно шедших сквозь огневую завесу. К сожалению, все пять сброшенных ими смертоносных сигар прошли мимо целей. Экипаж второго штурмовика сбросил бомбы, но с каким результатом, выяснить не удалось. Правда, архивы сохранили воспоминания воздушного стрелка В.И.Саяпина: "...Дорохов, отбив атаку "стодевятого" пошел на цель и с высоты 150 метров сбросил бомбы. Мы видели прямое попадание в транспорт, который сразу же загорелся. Осколками своих бомб повредило плоскость, а взрывной волной сильно подбросило наш самолет. После выхода из атаки нас в лоб атаковали шесть Me-109. Один был сразу сбит Дороховым, а остальные продолжали нас преследовать. Один за другим с задней полусферы атаковали истребители наш штурмовик, я потерял счет этим атакам. Один "Мессершмитт" мне все же удалось сбить. Вот уже рукой подать до полуострова Рыбачий, а "стодевятые" назойливо атакуют. Вдруг в кабине что-то зашипело. Дорохов рядом с собой обнаружил неразорвавшийся снаряд. Едва он успел его затолкать под сиденье, как раздался глухой взрыв - взорвался топливный бак. Мы стали стремительно падать. Из последних сил Дорохов посадил самолет на воду. В те считанные секунды, которые бронированный штурмовик может продержаться на воде, я сам выбрался, отстегнул лямки и вытащил из наполнявшейся водой кабины потерявшего сознание своего командира. Спасательный жилет Дорохова был пробит и не сработал. Лодка также не наполнилась воздухом, запутавшись в стропах парашюта. Мне все же удалось надуть ее и втащить на нее командира. Сам я остался в воде и старался грести к берегу. Но сил надолго не хватило, холодная вода сводила руки, а ноги в сапогах тянуло вниз. Сбросив их, на какое-то время стало легче. Дорохов, заметив мое тяжелое состояние, со словами: "Витя, идти на дно, так вместе" и сделал попытку оставить свое "привилегированное" место в лодке. После короткой борьбы я не дал ему этого сделать. Когда казалось, что все уже кончено и мы погибнем, запели свою любимую песню "Раскинулось море широко... " И в этот момент я услышал всплески весел. К нам плыли на помощь батарейцы с полуострова, видевшие наше падение." Разворачивавшиеся на обратный курс советские самолеты подверглись многочисленным атакам истребителей противника. "Хэмпден" гвардии майора Ф.Г.Шепилова и ДБ-ЗФ гвардии капитана В.П.Балашова, подбитые истребителями противника еще при сближении с конвоем, совершили вынужденную посадку на воду и затонули. Экипажам торпедоносцев с помощью надувных резиновых лодок удалось самостоятельно добраться до берега. Гвардии младший лейтенант А.А.Мартынов после сброса торпеды пытался увести свой "Хэмпден" в облака, но, не дойдя до них, потерял скорость и был вынужден начать снижение. После чего самолет подвергся ожесточенным атакам "Месершмиттов". В конце концов горящий самолет упал в воду на расстоянии полукилометра от берега в районе Вайталахти. Экипаж подобрала шлюпка, высланная с берега полуострова Рыбачий. Лишь двум ДБ-ЗФ с многочисленными повреждениями удалось вернуться на свой аэродром. Торпедоносец гвардии лейтенанта Дубинца получил более ста пулевых и осколочных пробоин, а сам летчик был ранен в ногу. После этого боевого вылета в составе 9-го гв. мтап в строю не осталось ни одного боеспособного самолета: единственный оставшийся в полку "Хэмпден" и четыре ДБ-ЗФ требовали продолжительного ремонта. Вернувшись на свой аэродром, Тео Вайссенбергер заявил о семи сбитых вражеских самолетах, а один из Ил-2, сбитый в 21:54 в районе полуострова Рыбачий стал его 100-й воздушной победой на Полярном фронте. Это считалось самым высшим достижением по числу сбитых вражеских самолетов в течение одного дня среди "полярных охотников". Всего же пилоты претендовали на уничтожение 16 самолетов (семи "Хэмпденов", пяти Ил-2, трех Пе-2 и одного "Бостона")!! Наши пилоты и посты береговые посты ВНОС, наблюдавшие за этой бойней, тоже не поскупились, сообщив что в воздушном бою было сбито "5 Me-109, 1 ФВ-190 и 1 гидросамолет Хе-115", а в результате торпедного удара "потоплен один транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн и два повреждены". Согласно немецких данным - ни в воздухе, ни на воде, в этот день потерь не было (3480).

вольф: ...и что требуется?:))... и наши и гансы наврали капитально:))...

маркушка: Насколько я знаю(читал об этом) - у немцев на море не "НЕ БЫЛО ПОТЕРЬ", а "ДАННЫХ О ПОТЕРЯХ НЕТ" - может быть не сохранились? не найдены?


MG: маркушка пишет: Насколько я знаю(читал об этом) - у немцев на море не "НЕ БЫЛО ПОТЕРЬ", а "ДАННЫХ О ПОТЕРЯХ НЕТ" - может быть не сохранились? не найдены? Да скорее всего свистят немцы.

вольф: ...есесно свистят:)... сколько по описанию? а сколько заявлено? или в тумане по одному и тому же самолету стрелияли по три разных пилота?:)...

Scif: http://kris-reid.livejournal.com/248814.html?view=4089582#t4089582 кусок из (с)Олег Растренин «Расколотое небо. Май-июнь 1943 года.» Если верить документам истребительных авиаполков, то получается, что под защиту своих истребителей в район ст. Батогово удалось прорваться только 7 Ил-2» Штурмовиков ожидали 4 Як-7б от 18-ого гиап и пара от 168-ого иап, которые барражировали на высотах 800-1200 метров. ... Пока две пары «Яков» отбивали атаки истребителей противника, вторая пара от 18-ого гиап – капитан Терентьев и младший лейтенант Сиротник «подхватили... четверку Ил-2 с цели и привели на аэродром». Остальные три Ил-2 взял под свою опеку и довел до аэродрома лейтенант Проценко от 168-ого иап. Согласно документам штурмовых авиаполков 224-й шад боевого задания вернулось только пять экипажей... При этом возвратившиеся летчики и воздушные стрелки в один голос утверждали, что на обратном маршруте от цели истребителей сопровождения около себя не наблюдали. Как удалось установить по документам (маршрутная карта полета групп Ил-2 от 571-ого и 566-ого шап, подписанная начальником оперативного отдела штаба 224-й шад майором Мазуром, отчеты штабов, доклады и донесения командиров полков), ни один из возвратившихся экипажей штурмовиков вообще не проходил через район ст. Батогово.... При этом обе группы Ил-2 на всем маршруте полета подвергались почти непрерывным атакам истребителей люфтваффе. Штурмовики 571-ого шап отразили последнюю атаку противника в районе Подбужье, а экипажи 566-ого шап – в районе Шалымово. Получается, что сопровождать до аэродрома посадки «соколам» 18-ого гиап и 168-ого иап было просто некого. С учетом высоты барражирования истребителей и погодных условий «ястребки» не могли обнаружить Ил-2 ни при каком «раскладе»...» (с)Олег Растренин «Расколотое небо. Май-июнь 1943 года.»

вольф: Scif пишет: Штурмовиков ожидали 4 Як-7б от 18-ого гиап и пара от 168-ого иап, которые ...а задача какая была у истребителей? (по тексту)...

denis: Господин Растренин слишком торопится с выводами найдя всего несколько документов. Scif пишет: Штурмовики 571-ого шап отразили последнюю атаку противника в районе Подбужье, а экипажи 566-ого шап – в районе Шалымово. Scif пишет: маршрутная карта полета групп Ил-2 от 571-ого и 566-ого шап, подписанная начальником оперативного отдела штаба 224-й шад майором Мазуром Scif пишет: Штурмовиков ожидали 4 Як-7б от 18-ого гиап и пара от 168-ого иап, которые барражировали на высотах 800-1200 метров. Scif пишет: Согласно документам штурмовых авиаполков 224-й шад боевого задания вернулось только пять экипажей... При этом возвратившиеся летчики и воздушные стрелки в один голос утверждали, что на обратном маршруте от цели истребителей сопровождения около себя не наблюдали. По всем данным ясно видно что речь идет только о тех пяти экипажах что вернулись на аэродромы 224-ШАД Штурмовики встреченные истребителями, доведены до аэродромов соотвественно 18 ГИАП и 168 ИАП Документы об их дальнейшем, по прошествии времени требуемом на восстановление повреждений штурмовиков, возвращении в расположение 224-й ШАД попросту не рассматривались.

Scif: denis пишет: Господин Растренин слишком торопится с выводами найдя всего несколько документов.



полная версия страницы