Форум » Вторая мировая война. Авиация на суше и на море » Истребители на кораблях советского ВМФ в ВОв. » Ответить

Истребители на кораблях советского ВМФ в ВОв.

Vorob: Именно с этой идеей пришел в 1939 году, молодой, 37 летний адмирал Кузнецов Н.Г., в Наркомат ВМФ, чтобы успеть подготовить флот великой Державы к очередной Европейской войне. В том же году в ЦНИИ-45 Наркомсудпрома был проработан проект авианосца на базе легкого крейсера (проект 71). Но в споре с Хозяином победитель заранее известен - приверженность Сталина на подсознательном уровне к сверхтяжёлым артиллерийским кораблям, конечно, победила все самые аргументированные убеждения со стороны молодого Наркома. За несколько лет до начала Войны, ведущие кораблестроительные и металлургические заводы, заводы "среднего" и "тяжёлого" машиностроения - были «брошены» на реализацию маниакальной идеи "лучшего друга всех моряков" увидеть себя на борту самых больших, самых сильных в мире ... ЛИНКОРОВ. Вот характеристика того времени роли и значении «линейной» и «авиане-сущей» составляющей флотов ведущих стран мира: 7 декабря 1941 года глав-ные ударные силы японского Императорского флота скрытно подошли к бе-регам острова Оаху для того, чтобы одним ударом уничтожить в бухте Перл-Харбор опору власти США на Тихом океане - её Тихоокеанский флот и за один день выиграть войну. Когда, из первых докладов, командующий япон-ской эскадрой узнал о небывалом, неожиданном успехе, об почти полном уничтожении, линейного флота американцев, но, и что при этом в базе, на момент нападения, не оказалось, по непостижимой случайности, ни одного АВИАНОСЦА США - он сказал: «Это – катастрофа! Сегодня Япония проиг-рала войну Америке!». Эти слова оказались пророческими. Да и сам адмирал погиб в этой войне от рук летчика авиации США. Значение авианесущей составляющей на флотах всего мира к середине 20 века адмирал Кузнецов, передовой офицер флота своего времени, очень хо-рошо понимал, но даже ценой своей жизни не смог бы убедить в этом совет-ское руководство. В результате, все работы в СССР по авианосцам в те годы не выходили за рамки предварительных проектов. И оставаясь на посту нар-кома, он сохранял НАДЕЖДУ совершить несбывшееся, наделить великую Державу современным, достойным её флотом. И вот новая попытка: Главный штаб ВМФ, опираясь на опыт и результаты боевых действий на Тихом океане и в северной Атлантике, по инициативе адмирала Кузнецова разработал оперативно-тактическое задание на создание первого для Российского флота авианосца. Предэскизный проект такого корабля (проект 72) был выполнен в ЦКБ-17 в начале 1944 года под руководством талантливого кора-бельного инженера старой русской школы – В.В. Ашика. Не одно поколение русских корабелов того времени и до сих пор учится высокому искусству ко-раблестроения по его учебникам. Известный инженер почел за честь выполнить задание Рачителя Русского флота, понимая, что, в случае успеха, его имя войдет в историю России наряду с именами первых воронежских строи-телей Флота под руководством Царя-реформатора. Зело великое дело предстояло совершить в защиту и славу Отечества, сде-лав одну из рук его - Флот - непобедимой и весьма грозной. На авианосце предусматривалось базирование до 62 самолетов-истребителей и торпедоносцев. Основным способом взлета самолетов был принят их свободный разбег по палубе. Резервный способ – катапульта. Управление кораблестроения ВМФ дало заключение о целесообразности постройки авианосцев по проекту 72 и разработке первых в СССР палубных самолетов на базе фронтовых истребителей «Як-9». Одновременно, шла разработка малого эскадренного авианосца на 30-40 истребителей. Уже подава-лись идеи переоборудования недостроенных во время войны и уже никому не нужных «сталинских» тяжёлых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт» в большие авианосцы на 76 самолетов. Все интеллектуальные и организаторские силы бывшие под рукой Адмирала были направлены в созидательное русло возрождения былой Петровской славы Русского флота. Подобно легендарной птице Феникс державный флот, сгоревший в огне Великой Войны, шел по пути возрождения. Самоотверженная работа, инициатива, государственный подход к делу – все это отличало в то время подчиненных адмирала Кузнецова. Вот в кабинет к Наркому зашел Командующий ВВС ВМФ генерал Жаворонков, человек бывалый, зрелых лет – а и он «загорелся» под общим влиянием: - Николай Герасимович, вот ты всё о «железе» печешься – как новые корабли строить! (Заветное слово «авианосец» в штабе не принято было произносить). - А кто на этих кораблях служить, кто летать будет? - Как - кто? Твои соколы. Нынешняя боевая, облетанная молодёжь! - Боевая-то она – боевая и форма на них морская, но за время войны не приучены они к корабельной службе. Корабли видят только с берега, а море сверху. Вспомни, как недавно заезжий американец-адмирал рассказывал, ка-кой они на своих кораблях порядок определили – в бою летчики первые и в корабельной повседневной жизни не последние: настоящие моряки, только летают. - А ты – прав, Семен Федорович! Палубную авиацию американцы и англичане двадцать лет уже готовят. Своя школа. Особый подход к отбору людей. А мы тут столько «железа» задумали, а о подготовке профессиональных па-лубных летчиков не подумали. - Я, Николай Герасимович, еще как первые разговоры на эту тему пошли – сразу, что к чему смекнул и свои меры принял: у меня в Ейском училище с весны 43-его молодежь учится по полной программе – никаких больше: «взлет-посадка-фронт». И офицерами выпускаем. Все-таки, не 41 и не 42 год. - Добро, Семен Федорович, все правильно делаешь. Но к чему ты о кораблях заговорил? - Задумка есть! Молодых, перспективных, с боевым опытом летчиков собрать в один полк или эскадрилью, оснастить хорошими современными самолетами и начать приучать их к палубе. Я, например, знаю, что в союзных конвоях на Севере англичане давно уже, кроме эскортных авианосцев используют боевые истребители, запуская их с любых катапульт, какие есть на кораблях: с линкоров, крейсеров, даже с транспортов. Вот и мы: вроде как перенимать передовой опыт будем, а сами молодёжь будем готовить – что бы корабля не боялись. - Толково, Семен Федорович. Давай, готовь приказ. Только так, как ты сказал: опыт перенимать, эскадры усиливать истребителями. Сам знаешь - Хозяин и так в нашу сторону косо смотрит. А инициатива наказуема! ***** В конце июня 1944 года командир 7 истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота подполковник Янковский вызвал одного молодого, но уже повоевавшего, с боевым опытом летчика в кабинет. -Ты летал на английских самолётах «Спитфайер»? -Летал. Перегонял из Кировабада для третьей эскадрильи. -Пришёл приказ: ты переведён в 24 отдельную авиаэскадрилью корабельной авиации. Сокращённо она называется 24 оаэка - и он протянул ему листок с выпиской из приказа. Молодой летчик смотрел на этот лист бумаги с интересом и тревогой, пытаясь вчитаться в текст от волнения. «Корабельная авиация» - думал он - «Что это? Почему корабельной авиации? Неужели какой-нибудь сверхсекретный авианосец: как у американцев или англичан». Если бы он знал тогда, насколько был недалёк от истины. Видя его недоумение, командир полка пояснил: - «Мне позвонили из штаба ВВС и сказали, что это организовывается новая авиаэскадрилья для взаимодействия с флотом. Будете обеспечивать и защищать от воздушных налётов корабли эскадры. Взлёт с катапульты, посадка на ближайший аэродром. Числиться будете на корабле БЧ-6». Молодого, но уже боевого младшего лейтенанта звали Жора Воробьев. И дальнейшие воспоминания предоставим ему: «Новая отдельная авиаэскадрилья формировалась на аэродроме городка Миха-Цхакая в Грузии. Каждый день туда прилетали и приезжали новые группы людей. При формировании 24 оаэка официально нам доводилось, что эскадрилья состоит и предназначена: - из звена самолётов А-20G «Бостон» - в задачу, которых входило обеспечение кораблей буксировкой конуса для тренировки зенитных расчётов на кораблях и корректировка стрельбы артиллерии главного калибра кораблей эскадры ЧФ; - отряда из 10-12 истребителей «Spitfire Mk.Vb»* для защиты кораблей в море с взлётом с катапульты и посадкой на ближайший аэродром; - и отряда самолётов КОР-2 – разведчиков и корректировщиков с взлётом с катапульты и посадкой возле корабля на воду. При этом никогда слово «авианосец» не звучало. Никто из руководства не знал об истинном предназначении внезапно сформированного подразделения. Хотя и между собой удивлявшихся: зачем во время войны понадобилось отрывать боевых летчиков для выполнения столь экзотических боевых задач если с ними ранее, в более трудные, напряженные годы справлялись строевые летные подразделения. Уже в конце июля командир авиаэскадрильи майор Виноградов докладывал в штаб флота о готовности личного состава к выполнению боевого задания. После того как эскадра Черноморского флота полным составом перешла из Батуми и Поти в Новороссийск была дана команда: в конце августа нашей авиаэскадрилье перелететь в Геленджик. КОР-2 разместились на морском аэродроме в Геленджикской бухте, а самолёты А-20G и «Спитфайеры» на Тонком мысу на бетонной полосе. В конце сентября началась подготовка к катапультированию самолётов «Спитфайер» с крейсера «Молотов». Из Новороссийска в Геленджик пришла баржа, на которую, под руководством капитана Галкина началась погрузка четырёх самолётов. В течение двух дней самолёты были погружены и отправились в Новороссийск. Для катапультирования были выделены три лётчика: это командир нашего отряда старший лейтенант Пилюк А.А., командир звена лейтенант Шевченко И.И. и я, младший лейтенант Воробьёв Г.М. Все трое октябрьским утром выехали на автомашине – «полуторке» из Геленджика в Новороссийск. Стояла тёплая солнечная погода. Мы ехали по дороге, где совсем недавно гремели бои. Пилюк и я с интересом слушали воспоминания Шевченко, который участвовал с первых дней войны в воздушных боях. -«Вот где проходила линия фронта» - указывая на маленький посёлок, говорил он. -«А ты был в Геленджике , когда погиб Лёня Севрюков?»- спросил я. Леонид Севрюков был мой земляк – ставрополец, с соседней улицы, с которым вместе летали в аэроклубе, вместе поступили и учились в Высшем Военно-морском авиационном училище имени Сталина в городе Ейске. Он попал в «ускоренный» курс и раньше меня на полгода выпустился сержантом, начал воевать и погиб как герой в небе над Новоросийском. - «Да, конечно. Это было под вечер, когда «дневники» - пара самолётов дежуривших днем, сменилась, а «ночники», дежурившие ночью - заступали на дежурство. Вдруг - зелёная ракета с КП - сигнал вылета. Леня сменялся с дежурства, но ещё сидел в самолёте: вырулил на полосу и по газам. С набором высоты полетел на Новороссийск. «Ночники» замешкались и вылетели на 3-4 минуты позже и эти минуты оказались для него роковыми. На подходе к Новороссийску он увидел группу немецких бомбардировщиков летящих на город. Бой происходил над Цемесской бухтой на встречных курсах. С ходу сбил двух и врезался в третьего». - « Так, что – где-то здесь он и лежит» - указывая рукой на бухту, закончил Шевченко. Мы подъезжали к окраине города. На крейсер «Молотов» нас доставили командирским катером – что называется - с «шиком». На палубе показался коренастый среднего роста капитан 1 ранга. Кто-то нам шепнул: « Это - командир, Романов. Доложите ему о прибытии». Он осмотрел нас с откровенным любопытством, как подопытных кроликов. У Пилюка ему не понравились ботинки, и он тут же громогласно распорядился, чтобы шхипер принес лётчику новые ботинки. «Товарищ капитан 1 ранга»- взмолился Пилюк - «Я их специально одел. Они у меня счастливые». И он торопливо стал объяснять, что в авиации не принято перед боем или сложным полётом бриться или надевать новое. - «Вот я и придерживаюсь этих принципов!» - твердо закончил свои объяснения слегка небритый истребитель. - «Хорошо. Оставайтесь с вашими принципами. Хотя у моряков свои принципы по этим вопросам». После чего подозвал дежурного и приказал проводить «товарищей лётчиков в кают-компанию вместе с их принципами» и обеспечить их флотским чаем. Добавив в нашу сторону: -« Чай вам, надеюсь, не помешает?!» После короткого перехода по трапам и коридорам мы оказались в красивом «салоне» - как отметил («Ничего-себе, салончик!») не унывающий Пилюк. На боевых лётчиков полевой авиации военно-морской уют произвёл впечатление: ввинченные в «пол» стулья и столы из красного дерева явно не гармонировали с нашим «принципиальным» видом. Вестовой кают-компании - весь в ослепительно белом и в накрахмаленном, без суеты подал нам на стол стаканы чая в подстаканниках и тарелки полные печенья. Подстраиваясь под общую атмосферу аристократизма мы, также не спешно, начали пить крепчайший и обжигающий чай. А в это время на верху готовили всё к старту. В воду по направлению взлета спустились водолазы, заранее обученных, как «в случае чего» быстро освободить «товарища лётчика» от всех его ремней и вытащить из кабины с глубины. Наконец, за нами вновь пришел дежурный и вывел из кают-компании наверх. Выйдя на верхнюю палубу, мы на какое-то время себя ощутили акробатами, вышедшими на арену цирка для выступления со «смертельным» номером. Не хватало для полного эффекта бурных аплодисментов и барабанной дроби: надстройки, мачты крейсера, палубы соседних кораблей и даже недалёкий берег – все было покрыто беретами, бескозырками и фуражками любопытствующих моряков. Катапульты на крейсере располагались между трубами. Это были рельсовые дорожки, показавшиеся мне удручающе короткими – не более 20 метров. По ним могла перемещаться тележка, закреплённая металлическими тросами. Ниже рельсовой направляющей находился длинный цилиндр с поршнем. Внизу всей установки, большим колесом, открывался клапан сжатого воздуха корабельной системы. Воздух всеми своими сотнями атмосфер давил на поршень, и он мчался вперед, увлекая вместе с собой тележку и установленный на неё самолет. В конце короткого – двухсекундного - пробега тележка складывалась, а самолёт продолжал двигаться с взлетной скоростью в родной стихии. Так это все звучало теоретически. Теперь нам предстояло проверить это на практике. Вспомнились забытые со школьной довоенной поры строчки великого поэта: «Суха теория, мой друг, а древо жизни бурно зеленеет!» Ладно, посмотрим. Особенно - насчет жизни. Конец катапульты левого борта был развернут в сторону моря и нависал над водой на высоте метров 8-10. На катапульте для начала установили палубный гидросамолет КОР-2. На нем всем нам по очереди дал «провозной» вылет инспектор ВВС ВМФ лётчик-испытатель Соколов. Только после обеда место на катапульте занял боевой истребитель - один из наших «Спитфайеров». Первым летел, как самый опытный, Пилюк. Он пожал нам руки, надел парашют, забрался по трапам и переходам наверх к самолёту и сел в привычную кабину. Было видно, как он повозился с ремнями, накрепко слившись со своей боевой, повидавшей виды машиной. Вот он закрыл фонарь. Взревел мотор на предельных оборотах. Летчик, плотно откинувшись к спинке сидения, напряжённо замер. Мне было хорошо видно как на пульте управления перед инженером - капитаном 2 ранга, крепко сжимавшим пусковое колесо, как-то неожиданно, загорелся транспарант – сигнал: «ГОТОВ К ВЗЛЁТУ». Инженер одним махом открыл клапан. Тележка, как выстрел рванула вперед вместе с истребителем, сложилась и внезапно освободившийся от опоры самолет удивлённо на секунду завис у борта корабля, ревя мотором и негодуя за издевательства над ним. Но затем, все же оттолкнувшись от плотно сжатого винтом воздуха, просев на 5-6 метров начал постепенно удаляться от борта, от морских волн, набирая ежесекундно скорость и уверенность в полёте. Море бескозырок взвилось в безудержном восторге. Оглушающее «УРА» покрыло весь амфитеатр благодарных зрителей, заглушая всё удаляющейся мотор. Вторым, после соответствующего цикла операций по установке с баржи на корабль другого истребителя, вылетел Шевченко. Зрители были также благодарны за зрелище. И вот когда всё вокруг стало приобретать багряные рельефные тона октябрьского закатного солнца, а кое-кто из зрителей покинул свои «рублёвые» места, чтобы занять очередь с бачками у камбузных амбразур - к раздаче флотского ужина – настал и мой черёд. Мой самолет занял место на катапульте. Надел парашют. Поднялся и сел в кабину. Пристегнулся. Рукоятку управления самолётом, коротко – РУС, поставил в нейтральное положение. Оттримировал рули высоты на подъем. Дал полный газ и закрепил рукоятку управления двигателем (РУД), специально приспособленным крючком. Надел подлокотники, зафиксировав руки, прижался к спинке сидения. Главное что-нибудь не забыть. Любая ошибка – смерть. Нет! Об этом сейчас лучше не думать. Надо обязательно съездить к маме в Ставрополь! Потом. Мотор ревет, истребитель дрожит, сердце, мобилизуя весь организм к предстоящему испытанию, бьётся как двигатель на предельных оборотах. В голове больше нет места для посторонних мыслей, все действия автоматические. Еще несколько секунд проходят с ощущениями обреченного на казнь перед неминуемой гильотиной и … я нажимаю ЭТУ кнопку - сигнал «ГОТОВ» на РУДе. «ГОТОВ К ВЫЛЕТУ»!!! Какая-то страшная, неудержимая сила вдавила меня. Весь мир мгновенно почернел. На некоторое время четко ощутил отделение своего «Я» от ставшего чужим тела. Но вскоре все неприятные ощущения исчезают, руки вновь начинают действовать автоматически: убрать подлокотники, с РУДа снимаю фиксирующий крючок, освобождаю РУС от крепления, беру слегка на себя, выравниваю горизонт. А теперь можно и осмотреться по сторонам. Внизу корабли эскадры, набережная – всё усеенно людьми, все машут, кажется, кричат. Снимаю форсаж. Закладываю крутейший вираж – знай наших! Все! Теперь домой. На Геленджик! До чего же есть хочется. Какой сегодня день длинный. А к маме надо, все–таки, съездить, отпроситься. Кажется, заслужил! Жаль, никто на кинохронику не снимал. Вот бы ребята со Ставрополя, с Комсомольской Горки удивились бы: каким «цирком» я занимаюсь. Да. Удивились бы. Если бы живы были. Наверное – мало, кто уцелел за войну. Да и та ещё не кончилась. А американцы, англичане – крепкие ребята: ТАКОЕ - каждый день, да ещё с боями! Неужели настанет день и мы когда-нибудь вот так взлетим сре-ди моря прямо с палубы!? Вот будет служба – не соскучишься!» Этот день настал. Но не в 1944 и не в 1946 году. К сожалению. Это случилось через 30 лет. И совсем не так как хотелось. В 1976 году отряд кораблей Черноморского флота у берегов восточного Крыма завершали государственные испытания тяжёлого авианесущего крей-сера «КИЕВ», первого советского корабля вооруженного самолётами. На па-лубе боевого корабля стояли в длинный ряд САМОЛЁТЫ. Пусть с низкими летными и боевыми возможностями, но самолёты. Каждый из них мог эф-фектно, со страшным громом подняться вертикально вверх над палубой и неторопливо набирая скорость умчаться в сторону противника имея боевую нагрузку штурмовика времен Второй Мировой войны, а радиус действия НА ПОРЯДОК меньший, чем у его вероятных противников. При вертикальном взлете его боевую нагрузку «съедал» вес дополнительного двигателя, беспо-лезного при горизонтальном полете. Двигатель, при этом, сжигал при взлете и посадке ПОЛОВИНУ запаса топлива. Да - это был «прорыв» в сознании тогдашнего руководства страны. Вслед за «КИЕВОМ» вступили в строй: «МИНСК», «НОВОРОССИЙСК», «БАКУ». По своим тактическим возможностям эти корабли, из-за несовершенства сво-его авиационного комплекса, не могли в боевых условиях противостоять аналогичным кораблям вероятного противника, даже равного или меньшего водоизмещения. Проблема взлета боевого самолета с борта военного корабля была к тому времени уже давно решена. Решена ещё в середине 20-х годов прошлого века и надежно опробована за шесть лет Второй Мировой войны и несколькими поколениями летчиков палубной авиации ведущих флотов мира. Простая и надежная в умелых, твердых руках формула: взлет с полной боевой нагруз-кой и с полными баками с помощью катапульты, посадка с помощью тросо-вого аэрофинишера – при этом максимальная дальность действия и боевая сила. Ну – кому… и что было еще не ясно!!! И назывался такой тип корабля просто: «АВИАНОСЕЦ». Но в то заветное, советское время Мир был уже поделен между двумя сверхдержавами. И Америку, и Советский Союз это положение вполне устраивало. Каждая держава хозяйничала, как хотела на своей территории и никогда, по-серьезному, не вмешивалась в интересы противоположной стороны. Такое положение вещей было важнейшим государственным секретом обеих сторон. И горе тем, кто пытался эту идиллию нарушить, независимо от того было ли это целое государство или отдельные личности. Военно-промышленные комплексы обоих держав это тоже понимали, но в силу национальных традиций одна сторона относилась к своим обязанностям - технически поддерживать обороноспособность своей страны - более ответственно, а другая – менее. Одна сторона при этом еще и зарабатывала честные трудовые деньги, а другая добивалась всеми неправдами получать советские привилегии, ордена, … и тоже деньги. При этом ни мало не беспокоясь о конечных результатах своей «деятельности», даже если ценой их «трудовых побед» были тысячи судеб, жизней бесправных «служилых» людей. Задача Советского ВПК была проста, как мосинская трехлинейка: производить как можно больше, как можно более дорогой продукции, думая, прежде всего о своих личных интересах, зная наперед, что «мир во всем Мире» - уже обеспечен. Отсюда идут истоки военных техногенных катастроф бывшего Советского Союза и новейшей России. Отсюда, удивляющие весь инженерный мир, не-суразные, громоздкие технические решения во всех областях техники. Выра-жение: «сделано по-русски» стало нарицательным благодаря беспринципно-сти советской и постсоветской власти в отношении технической культуры нации. ***** А инициатива, действительно, оказалась наказуемой: по подложному приговору «суда чести» в 1946 году Адмирал был снят с должности, разжа-лован и направлен служить в самую тихую бухту. Потом он вновь вернулся на своё, богом назначенное место, но это уже другая история. Маршал авиации Жаворонков в том же году был направлен на «усиление» в гражданскую авиацию. С флотом он расстался навсегда. А отборную 24 оаэка, понятно, немедленно расформировали – нашлись «исполнительные» офицеры, поспе-шившие «навести порядок на флоте». При этом, предложив летчикам искать себе место «по-способности» - очень современная, вечная формулировка. Для возрождающегося после Мировой Войны Военно-морского Флота Державы они оказались не нужны. *) После прямого обращения Сталина к Черчиллю в октябре 1942, «Spitfire Vb» были поставлены в СССР из ближневосточных английских резервов. К марту 1943 года 143 переброшенные машины немедлено ввели в строй. Одни из них действовали в воздушной битве за Кубань, другие защищали Москву. Только 12 самолетов было передано ВВС Черноморского флота – первоначально в 3 эскадрилью 7 ИАП для обеспечения ПВО эскадры ЧФ в местах постоянного базирования (Поти, Батуми).

Ответов - 22

MG: Это чьи то мемуары. Фактов немного, воды и напыщенности много. Vorob пишет: Именно с этой идеей пришел в 1939 году, молодой, 37 летний адмирал Кузнецов Н.Г., в Наркомат ВМФ, чтобы успеть подготовить флот великой Державы к очередной Европейской войне. В том же году в ЦНИИ-45 Наркомсудпрома был проработан проект авианосца на базе легкого крейсера (проект 71). Проекты авианосцев по моему разрабатывались у нас и в 20е годы и в 30е... Vorob пишет: Когда, из первых докладов, командующий япон-ской эскадрой узнал о небывалом, неожиданном успехе, об почти полном уничтожении, линейного флота американцев, но, и что при этом в базе, на момент нападения, не оказалось, по непостижимой случайности, ни одного АВИАНОСЦА США - он сказал: «Это – катастрофа! Сегодня Япония проиг-рала войну Америке!». Эти слова оказались пророческими. Да и сам адмирал погиб в этой войне от рук летчика авиации США. Имеется в виду Нагумо ? или Ямамото ? http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_02/02.htm ...Наиболее интересные испытания про-ходили на крейсере «Молотов», где по ре-шению ГКО от 12 сентября 1943 года вза-мен старой установили модернизирован-ную катапульту ЗК-1а. В Батуми в августе 1944-го с нее запускали грузовые макеты — «болванки», а в следующем месяце в Но-вороссийске начались сдаточные испыта-ния. В акте от 24 октября того же года за-писано: «Катапульта, проверенная много-кратными пусками самолетов Бе-4 и «Спитфайр», работает отлично и может быть допущена к эксплуатации». Взлеты англий-ского колесного истребителя и советской летающей лодки с одной и той же направ-ляющей подтвердили универсальность и высокие качества ЗК-1а... ...Авиация крейсеров в боевых условиях не применялась. В начале войны самоле-ты сняли с кораблей, но они по-прежнему числились в составе элементов их воору-жения. Во время восстановительного ре-монта «Максима Горького» в 1941 году с него демонтировали катапульту, чтобы на ее месте установить дополнительные зе-нитные орудия. К концу войны стало оче-видным, что авиационное вооружение крейсеров, занимавшее значительные объемы и являвшееся источником пожар-ной опасности, в боевом отношении мало-эффективно. Учитывая размеры Балтий-ского и Черноморского театров, корабли при выполнении боевых операций постоянно находились в пределах радиуса действия авиации противника. В этих условиях тихо-ходные и слабо вооруженные КОР-1 не могли использоваться. Воздушную развед-ку противника и корректировку огня кораб-лей по береговым целям осуществляли са-молеты берегового базирования. Два-три истребителя, запускаемые с катапульты, не смогли бы надежно защитить корабль от атак бомбардировщиков и торпедоносцев. Подъем же приводнившегося самолета или даже только летчика требовал остановки корабля — во время реальных боевых дей-ствий это было связано с большим риском. Крейсер «Молотов», поврежденный в ходе набеговой операции 3 августа 1942 года, не смог подать буксир на лидер «Харьков», поскольку оба корабля непрерывно подвер-гались атакам авиации противника и вы-нуждены были постоянно маневрировать. Остановка на 20 минут для подъема из воды экипажа немецкого самолета, сбито-го советским истребителем, послужила основной причиной гибели лидера и двух эсминцев 5 октября 1943 года на Черном море. С появлением на крейсерах радиолока-ционных станций, а затем и вертолетов, ко-рабельные самолеты-разведчики утратили свое значение. В октябре 1947 года ката-пульты демонтировали на всех крейсерах... Это скорее к теме гидроавианосца http://tsushima4.fastbb.ru/index.pl?1-9-0-00000004-000-120-0-1148278269 Какие то опыты конечно проводились, но это не авианосцы, а суррогат, на пассифике это бы вызвало здоровый смех. Пара спитов отражает налет на конвой, после чего приводняется

СДА: MG wrote: Какие то опыты конечно проводились, но это не авианосцы, а суррогат, на пассифике это бы вызвало здоровый смех. Пара спитов отражает налет на конвой, после чего приводняется Ну на ЧМ или на балтике им приводняться не обязательно - там то они как раз вполне могут приземлиться на береговой аэродром. Другое дело, что запуск будет одноразовым и второй налет отбивать будет нечем. Ну а насчет текста полностью согласен - завывания на тему "у буржуинов все отлично, а у нас сплошь козлы"

Vorob: Очень благодарен MG за ссылку с подтверждением фактов пусков "Спитфайров" с крл "Молотов" именно в октябре 1944 года. Этот редкий факт, почему-то, в найденных печатных источниках относился к 1946 году, когда 24 оэка ВВС ЧФ была расформирована. Именно отсутствии документальных источников, архивных данных вынудило меня оформить воспоминания моего отца - летчика истребителя на "Спитфайре" из 24 оэка в виде рассказа, в надежде, что кто-нибудь отзовется. Но должен ещё раз заметить: главный смысл этих испытаний - не испытания катапульты, это только повод, а в формировании специализированного корабельного истребительного подразделения, на основе, которого, к моменту постройки первого планируемого авианосца в 1946 году, создать полк палубной авиации. Ядро этого полка, по "задумке" должны были сотавлять те 10-12 летчиков собранные в 1944 году в 24 оэка.


Vorob: Для СДА: этим "завываниям" я отдал 33 года жизни служа от лейтенанта до кап 1 ранга на палубе ПКР"Москва", бывая на ТАКР "Минск", "Новороссийск", "Варяг", а последние 22 года непосредственно испытывая новые виды вооружения для ВМФ СССР и РФ, в том числе ведущим специалистом. И уж я-то знаю, чем приходилось вооружать корабли и что стоит за каждым новым комплексом. И, что вообще за всем этим стояло. Рассказ этот я уже публиковал во "Флаге Родины" ЧФ к юбилею адмирала Кузнецова, но политработники-воспитатели сделали купюры, здорово "искромсали". Бог с ними. Мне главное - чтобы кто-нибудь отозвался, подсказал. Фактически - это уже реальные истоки нынешней палубной авиации России. Правда, количество летчиков не изменилось - все те же 10-12 человек.

MG: СДА пишет: Ну на ЧМ или на балтике им приводняться не обязательно Для того чтобы отразить атаку и вернуться на береговой аэродром 5 спит должен быть запущен в 200-250 км. от него. В случае запуска с катапульты он будет выпущен скорее всего без подвесных баков, которые только помешают перехватчику. Дальность полета по прямой у пятого спита что то 700 км со штатной заправкой. Топливо, л внутреннее 386 + 136.182(дополнительный) дополнительные баки 409 Практическая дальность, км 1826 ...Первоначально все «Спитфайры» пере¬брасывались на Мальту с помощью авианос¬цев. Этот способ был тем плох, что отры¬вал авианосцы от выполнения их основных задач. Поэтому для «Спитфайра VC» раз¬работали модификацию, позволявшую со¬вершать беспосадочный перелет с Гибрал¬тара на Мальту. Этот маршрут протяженностью 1750 км примерно равен расстоянию от Лондона до Киева. Самолеты оборудова¬лись 130-литровым баком за сиденьем пи¬лота, увеличенным маслобаком под двига¬телем и подвесным сбрасываемым баком на 765 л (170 галлонов) под фюзеляжем. На время перелета, а такие перелеты начались в октябре 1942 года, самолеты несли всего два 7,7-мм пулемета. На Мальте с самоле¬тов снимали дополнительные баки, устанав¬ливали тропические фильтры и остальное вооружение... Так что 1800км - это по всей видимости с 765 литровым баком вместо 409 Т.е. на таком расстоянии от баз будет более эффективен "истребительный зонтик" базовой авиации, с подвесными баками. Vorob пишет: Но должен ещё раз заметить: главный смысл этих испытаний - не испытания катапульты, это только повод, а в формировании специализированного корабельного истребительного подразделения, на основе, которого, к моменту постройки первого планируемого авианосца в 1946 году, создать полк палубной авиации. Возможно, по непонятным для меня причинам, у нас был забыт весь опыт использования гидроавиатранспортов в 1МВ, а ведь из гидроавиатранспортов 1МВ и "выросли" авианосцы второй мировой. Да и цепелин так бездарно "грохнули" Вот еще ссылка http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=401

Vorob: Ещё раз спасибо за очередную ссылку. Вспомнил молодость, когда на "Москве" пытались, что-то перехватывать, что-то "держать" своими ГАС, как потом выяснилось, действующими макетами "Веги" и "Ориона" не способными "увидеть", что у нас под "носом", не говоря о большем. Вся надежда была на вертолеты, но кто им даст первоначальное целеуказание?! Только случайные контакты и все виды разведки. Вся наша служба в Средиземке была основана на условностях. И политическое руководство это устраивало, т.к. ничего серьезного от супостата они не ожидали, были договоренности. Но горе тому командиру или офицеру, кто открыто заявит, что у него, что-то "не в строю", изначально не работает, не обеспечивает. "Били" показательно, на весь флот!

MG: Vorob пишет: за ссылку с подтверждением фактов пусков "Спитфайров" с крл "Молотов" именно в октябре 1944 года. Этот редкий факт, почему-то, в найденных печатных источниках относился к 1946 году, когда 24 оэка ВВС ЧФ была расформирована. Именно отсутствии документальных источников, архивных данных Вот еще подобные ссылки, а по архивным данным ищите акт от 24.10.44 http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru15&page=kor2 ...В июне 1944 г. на ЧФ была сформирована 24-я отдельная эскадрилья корабельной авиации, в состав которой, помимо Бе-4, вошли истребители «Спитфайр» Mk.VB. В июле 1945 г. в составе этой эскадрильи насчитывалось 8 Бе-4... http://velikvoy.narod.ru/vooruzhenie/vooruzhcccp/samolet/gidrosamolet/kor-2.htm http://www.airwar.ru/enc/sww2/be4.html

СДА: Vorob wrote: Для СДА: этим "завываниям" я отдал 33 года жизни служа от лейтенанта до кап 1 ранга на палубе ПКР"Москва", бывая на ТАКР "Минск", "Новороссийск", "Варяг", а последние 22 года непосредственно испытывая новые виды вооружения для ВМФ СССР и РФ, в том числе ведущим специалистом. И уж я-то знаю, чем приходилось вооружать корабли и что стоит за каждым новым комплексом. Речь про сам текст - на мой взгляд он получился очень слабым и построен именно в "завывательской манере" - за этот термин простите, но по моему он наиболее подходит. То что проблем и показухи хватало это и так понятно. Но опять таки они были не только у нас. В тексте опять таки присутствует куча утверждений подающихся как непреложный факт, хотя это не более чем предположение. Примеры : "Такое положение вещей было важнейшим государственным секретом обеих сторон." (откужда известно про этот секрет). "А инициатива, действительно, оказалась наказуемой: по подложному приговору «суда чести» в 1946 году Адмирал был снят с должности, разжа-лован и направлен служить в самую тихую бухту. " (откуда известно, что дело именно в этой инициативе?) "Одна сторона при этом еще и зарабатывала честные трудовые деньги, а другая добивалась всеми неправдами получать советские привилегии, ордена, … и тоже деньги." (что одна сторона прям так только о честных трудовых деньгах и думала, ни интриг, ни лоббирования не было, а другой стороны исключительно забота о наградах?) И т.д. Поэтому и говорю - слабый именно сам рассказ - его можно смело сократить в несколько раз, при этом информативность совершенно не пострадает.

Vorob: Как я не догадался подступиться к 24 оэка со стороны Кор-2!? Гениально, спасибо за подсказку. Может еще поможите? В феврале 1944 года мой отец на Р-40Е 7 ИАП ЧФ в разведполете завалил недалеко от Геленджика B&V-138 C1 из 3./Seeaufklärungsgruppe 125 (3./SAGr.125). За что получил первую "Красную Звезду" (вторую за катапульту). Но немцы на своих сайтах об этом скромно умалчивают, даже самые авторитетные (http://www.ww2.dk). Зная точность немецких архивов узнать кого именно завалил, кто члены экипажа. И ещё: в письменных воспоминаниях отца фигурирует фраза, что после попадания в двигатель и в крыло, ЗАГОРЕЛИСЬ и затем ВЗОРВАЛИСЬ баки с горючем, тогда самолет, летя очень низко над водой, упал, а весь экипаж, соответственно сгорел в общем костре. На B&V-138 стояли дизельные двигатели (Junkers Jumo 205D version 1,2,3 and 5) , почему они загорелись, а дизтопливо взорвалось(Diesel - Type DK1 or K1)?

MG: Vorob Поковыряюсь, может что попадется, кстати навскидку, а может самолет был не немецкий ? Ну типа румыны, венгры или еще какие хиви ?

Vorob: Уже узнавал, такие самолеты (B&V-138) на Черном море были только в SAGr.125, т.е. у немцев. У Болгар были Ar-196 (сколько наших лодок перетопили братья-болгары!). Я думаю о топливе: может в 1944 году на Черном море возникли проблемы с DK-1 или K-1 и они стали применять румынский доступный бензин по примеру русских умельцев, смешивая его с маслом. Другой вариант: самолет легко садился на воду в любую погоду и его иногда использовали как танкер для дозаправки ПЛ и кораблей - может быть у него был в крыльевых баках бензин для итальянских ТКА типа MAS, для их дозаправки на наших кавказских коммуникациях?! Чуствую, наверно надо выносить этот вопрос как новую тему.

MG: Сергей Богатырев занимался ЧФ, попробуйте поискать статьи

Vorob: Где он обычно печатается, кроме www.airwar.ru (там "форумская" кодировка нарушена)?

MG: Vorob пишет: Где он обычно печатается Завтра поищу Vorob пишет: там "форумская" кодировка нарушена Не понял не можете кодировку поправить ?

MG: http://www.sukhoi.ru/forum/printthread.php?t=25461 Там же упоминается 7 ИАП, Сокологорное, Геленджик, P-40 в Севастополе присутствовали румыны: Escadrila 20 recunoastere - IAR-39 и Escadrila 49 recunoastere - IAR-80C (насчет последнего соединения я лично не уверен... но и опровергнуть не могу). Также на ТВД присутствовала 5./NJG200 (Bf-110G) и солянка под названием AufldSt. Krim (я думаю, что правильное название - Sonderstab Krim) - Bf-110G и Me-410. Есть фото разбитого Bf-110 из ZG1 на аэродроме Херсонес - но возможно эта машина была передана из ZG1 в Sonderstab Krim, либо была повреждена и списана гораздо ранее. Также надо проверить участие румынских эскадрилий на Bf-109G. "1 июня 1944 НК ВМФ приказал сформировать на ЧФ 24-ю отдельную эскадрилью корабельной авиации (24 оаэ). Помимо КОР-2 в нее вошли 10 Спитфайров MK.VB в разной степени исправности. Базировались на сухопутном аэродроме Альма-Токмак в 30 км от Севастополя " Оттуда же http://airforce.ru/history/ww2/blacksea/index.htm Может это был Do-24 ? проблемы с идентификацией ? http://www.airwar.ru/enc/sww2/do24.html

MG: Оттуда же Противоположный конец конвойной трассы патрулировался 3/SAGrl25 (BV138), 101-й и 102-й румынскими эскадрильями (поплавковые Не114), которые периодически усиливались Do24 из 12-й эскадрильи морского спасательного командования.

Vorob: Все ссылки отличные. Даже есть фото КРЛ "Молотов" с подготовленным к запуску КОР-2, но почему-то с подписью "1946 год", хотя к тому времени катапульту на крейсере должны были убрать. Судя по виду берега это рейд Новороссийска, а значит именно во время испытаний новой катапульты и запуска "Спитфайеров". Наверняка, кто-то и их фотографировал. Будем искать! По поводу индефикации. Вот отрывок из воспоминаний отца: "После Анапы, не долетая до Новороссийска, я увидел черный дым, который на фоне морской волны отчетливо был виден. (Я:Вот ещё один аргумент за смесь бензина с маслом) - "Катер? Почему нет за ним белого буруна?" - подумал я. Марченко (Я:это его ведущий) резко повернул свой самолет на дым, я перестроился в правый пеленг. Длинный шлейф дыма плотно стоял в штилевом море. - "Атакуй! Я прикрываю" - услышал я по связи от Марченко. - "Видишь немецкий гидросамолет - это "Гамбург"- продолжал он. Да нервы у немца не выдержали. Экипаж "Гамбурга" первым нас увидел на фоне белых облаков и стремясь быстрее уйти к Крыму летчик дал форсаж, обогащенная сиесь не полность сгорая в двигателе оставляла черный шлейф дыма, который мы увидели. ... В свою очередь я увидел две трассы пуль. Стреляли в меня стрелок-радист с хвоста (Я: опа-на!!!, как же я раньше не обратил внимания!) и штурман с фезюляжа самолета." НУ MG! Легкая у тебя рука! С меня стакан крымского красного! Вот-же:"с хвоста" - у B&V-138 хвоста небыло, он же двух-балочный, а на Do-24 - был и именно со стрелком. Значит старший лейтенант Марченко, опытный, с начала войны летчик, за год до этого уже участвующий в бою с B&V-138 у Туапсе (поэтому и не лез, знал, что это за "дракон", послал молодого) - значит он ошибся?! А отец не придал значения - зказал старший, что "Гамбург" - значит "Гамбург", так всем и доложили. Значит я все годы не там искал. Срочно меняю курс на 12-аю эскадрилью морского спасательного командования.

MG: Vorob пишет: "1946 год", А ее не к концу года демонтировали ? Vorob пишет: Срочно меняю курс на 12-аю эскадрилью морского спасательного командования. Там как то по моему более крупная структура и в нее вроде входило командование «Warna», «Sewastopol», «Sultan-Eli» http://koapp.narod.ru/information/encicl/aviation.WW.II/WW_II/Do24.htm , да были еще и Do.18 Здесь инфа по найденным у нас Do-24, есть мобильники дайверов. http://www.diving-tour.com/5385444024 1. Дорнье Do.24 немецкий самолет (морской разведчик, спасательное судно). Место гибели Казачья Бухта. Предположительное время гибели декабрь 1943 г. По обломкам самолета можно предположить, что он разбился при посадке, так как видимых разрушений от взрыва не наблюдается. Два крыла лежат отдельно от фюзеляжа на расстоянии 50-100м. Фюзеляж сильно заилен, практически цел. Глубина 24 м. Видимость 3-5 м. Сильное течение. Черное море оказалось местом наиболее интенсивного использования Do.26, которые впервые появились здесь в мае 1942 г в составе командования Варна. Когда обстановка позволяла, они вели разведку и эскортировали конвои в Одессу и Севастополь. 2. Немецкий гидросамолет Dornier, 2-й мировой войны – акватория Севастополя, гл. 65м, через открытые люки хорошо просматриваются отлично сохранившиеся внутренности самолета и его кабина. С ноября 2005 г. активно ведутся работы укр военными совместно с итальянцами и еще бог знает, какими спонсорами по размывке и поднятию самолета, то ли в музей пойдет, толи на фото сессии. Размывка идет, подводный аппарат фиксирует полный попадос с поднятием, одно крыло полностью уходит в грунт. Сбушники волнуются, весь город говорит о немеренных сокровищах, гробе пропавшего адмирала и церковной утвари, находящейся внутри хорошо видимых железных и блестящих ящиков. Нам удалось нырнуть туда еще в начале 2005 – фото. Попробуйте зайти сюда и написать авторам сайта http://www.dornier24.com/ Vorob пишет: С меня стакан крымского красного виртуального, мне до крыма как до китая, за вашего отца

Vorob: Спасибо, все здорово! Пошел пробовать.

MG: Vorob http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/AVIA/minakov.txt Гляньте сюда, что то знакомое попалось...

Vorob: MG Наконец получил ответ по моему запросу по поводу сбитых Do-24 в начале февраля 1944 года: Hello Oleg, Sorry it took a long time to answer your mail but I’ve been very busy. What I have been able to find out is that it was most likely the Werk Nr. 3231 [KO+JA] which was shot down on February 1st 1944. Unfortunately I have no details as to which unit this aircraft belonged [most likely Seenotstaffel 6] and who was the crew. When I find more information I will contact you. Kind regards, André de Zwart Вот все и выяснилось! Не прошло и 64 лет! Еще раз спасибо за подсказки.

MG: Vorob За Вашего отца. Заходите еще



полная версия страницы