Форум » Вторая мировая война. Авиация на суше и на море » Думаю, будет интересно. Интервью с ветераном штурмовой авиации. » Ответить

Думаю, будет интересно. Интервью с ветераном штурмовой авиации.

Крамник Илья: http://www.pravda.info/society/278.html Я взял это интервью у своего хорошего знакомого год назад. Эрвин Лангман - мой лит. псевдоним.

Ответов - 64, стр: 1 2 All

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаЯ взял это интервью у своего хорошего знакомого год назад. М-м-м-да! Сергей Н.

Крамник Илья: Сергей, в чем дело? Григорий Григорьевич Черкашин, мой хороший знакомый, ветеран штурмовой авиации. Интервью было взято год назад, летом 2003. Тогда же опубликвано в жунале «Воинское братство». Весной этого года я его разместил в интернете. Вопросы?

intruder: Крамник Илья пишет: Вопросы? К кому? Вот что интересно-немцев воздухе нет, башки им на земле рубят винтами (фантастика, блин, да и только - вот бы кадр для кино шикарный), а гибнут то командиры. Причем за 2 дня - весь комсостав.


Крамник Илья: Intruder: дык сказано, что это эпизод двух дней.... с тех пор и до конца войны 672й ШАП вообще летчиков старше комзвена не терял. Надо кстати посмотреть, кто под Одессой в те дни с немецкой стороны окаянствовал. Как бы опять не 52я эскадра. И погиб не весь комсостав, а одна из его ветвей. Комдив, командир полка и ОДИН ИЗ комэсков.

Крамник Илья: А вопросы я могу и позадавать. Пишите, а я спрошу, и ответ сюда опубликую дословно. Мужик контактный, в уме и памяти.

Борис, Х-Мерлин: intruder пишет: цитатанемцев воздухе нет, башки им на земле рубят винтами (фантастика, блин, да и только - вот бы кадр для кино шикарный), - ну это вы зря... механики из илов куски мяса(пардон) выколуплевали - было такое дело ...

ilinav: Интервью интересное. Но про сложность управления илющиным ИМХО память ветерана подвела. Где только о нём не читал - лёгок Ил-2 в управлении. А про винты есть в мемуарах Емельяненко. Там случай был один вообще вернулся с погнутыми винтами. Доштурмовался.

Крамник Илья: ilinav: он ПРОСТ, но не легок. Машина по воспоминаниям очень «тугая», и после СБ это было непривычно. Бились на посадке, бились на взлете оттого, что прикладывали недостаточные усилия к ручке.

ilinav: цитатаон ПРОСТ, но не легок. Машина по воспоминаниям очень «тугая», и после СБ это было непривычно. Бились на посадке, бились на взлете оттого, что прикладывали недостаточные усилия к ручке. Странно. Не помню я этого. цитатаА вопросы я могу и позадавать. Пишите, а я спрошу, и ответ сюда опубликую дословно. Мужик контактный, в уме и памяти. http://www.iremember.ru/questions/questions.htm http://www.airforce.ru/hi...ory/ww2/romanov/index.htm http://www.airforce.ru/hi...y/ww2/ryabushko/index.htm

Крамник Илья: Эх, жаль, вопросов штурмовикам нет. А общие позадаю. И по тактике немецких истребителей тоже.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаСергей, в чем дело? Добрый день, Илья! Не хотел обидеть ни Вас, ни Вашего знакомого. Как сам - пишущий человек и бывший авиатор, скажу, что эмоционально-экспрессивная задача статьи выполнена - отличный слог, почти документальные события и т.д. В остальном - м-м-м-да! К слову сказать, Вами приводились записи из личного фронтового (значит запрещенного) дневника ветерана, или он вел официальный журнал боевых действий полка? Хотя, если честно, штурмовикам (как, впрочем истребителям, бомбардировщикам, танкистам, пехотинцам...) просто так Героев не давали. (У меня в семье двое Героев Советского Союза, так что про это я зная не по наслышке.) Вы, может быть, поинтересуетесь у Черкашина, не сохранил ли он инструкцию по летной эксплуатации, может еще какие-то документы по Ил-2? С уважением, Сергей Н.

Крамник Илья: цитатаВами приводились записи из личного фронтового (значит запрещенного) дневника ветерана, или он вел официальный журнал боевых действий полка? второе. А потом (уже когда война кончилась) он уже его себе на память частично переписал. И много лет спустя дополнил данными Подольского архива. У него полный список погибших пилотов и стрелков полка есть, по датам, и, если не ошибаюсь - подробные данные по БД и потерям 306й ШАД в целом. Про документацию на Ил-2 - спрошу. цитатаВ остальном - м-м-м-да! А можно пояснить? ;-))))

Сергей Н.: Для Крамник Илья: Отвечу примерами: - в 1972 году на экраны вышел фильм »...А зори здесь тихие». В одном из эпизодов фильма старшина Васков, ставя задачу на бой, говорит своим подчиненным девчонкам : » А за спиной у нас Россия. Родина, значит, проще говоря.» - в последней серии эпопеи «Освобождение» звучит песня Михаила Ножкина. Надеюсь, не нужно цитировать? Мы воевали за РОССИЮ, а не за идеалы партии и правительства! Мне наплевать на СССР, который выкинул меня по комисии после ранения и контузии с пенсией 50 рублей, и, который Вы называете великой державой, мне наплевать про слюнявые рассуждения. Мне досадно, что в наше время есть еще люди сюсюкающие о великом вожде и отце всех народов, людоедски умертвившем миллионы моих сограждан, завалившем, в буквальном смысле, трупами советских солдат немцам дорогу на Москву! С уважением, Сергей Н.

intruder: ilinav пишет: А про винты есть в мемуарах Емельяненко. Там случай был один вообще вернулся с погнутыми винтами. Доштурмовался. Это как в немецкой газете-летчик морского Ю-87 отстрелил шасси (была на морской модификации такая возможность), а его взяли и сняли в воздухе. Потом немцы под этой фоткой подпись сделали «Штука очень низко вышла из пике, сломала шасси но вернулась на аэродром». Это я к тому, что фантазия у людей бурная. Куски мяса, пардон, и от взрывов в радиаторы могло закинуть, но чтобы на высоте менее 2 м летать? Да и немцы че дураки - хоть пригнулись бы чтоли :-)))

Крамник Илья: Сергей, жаль. Где вы там увидели слюнявые рассуждения?! Данное интервью - мелкий, мельчайший эпизод в цепи доказательств, что мы умели воевать лучше немцев! Что мы несли потери сравнимые, а подчас и меньшие чем немцы! А впрочем, здесь не место для этого спора. Я смертельно устал от споров с теми, кто видит в истории Великой Отечественной свалку русских трупов и ничего более. P.S.: Вашу же ЛИЧНУЮ обиду на СССР - я прекрасно, поверьте, понимаю. Насколько я догадываюсь, описанное происшествие имело место в 80е годы? Афганистан? Этим рассказом вы меня не поразили. Какое уродство представляла из себя советская система на закате своих лет - мне можно не объяснять. Оффтоп - посмотрите эту статью. http://www.igstab.org/mat...ials/other/LT_Repress.htm

Крамник Илья: intruder: сказано же: не специально так получалось. На высоте 10-15 метров штурмовики над полем вполне себе ходили. Чуть просядет - и стриганул по головам.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаДанное интервью - мелкий, мельчайший эпизод в цепи доказательств, что мы умели воевать лучше немцев! Что мы несли потери сравнимые, а подчас и меньшие чем немцы! Добрый день, Илья! Потери наши - это двадцать с лишним миллионов. При этом только на одном - советско-германском фронте. А воевать, конечно-же, умели, что и говорить. А миллионные потери - это так, пустяки игры, мелочь, по сравнению с мировой революцией, лес рубят - щепки летят. Сергей Н.

Борис, Х-Мерлин: Сергей Н. - Серёга при всё моём уважении к Вам это оффтоп ... хотя, если накипело ...

Сергей Н.: Борис, Х-Мерлин пишет: цитатаэто оффтоп Согласен. Сергей Н.

Крамник Илья: Борис, Х-Мерлин Простите, но накипело! Сергей: Откуда 20 с лишним миллионов? Восемь миллионов безвовзвратными, по Кривошееву. И я ему верю больше, чем демократическим «счетчикам». И двадцать миллионов гражданских. Но это не от неумения воевать - это немцы любили геноцид устраивать на оккупированных территориях.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаИ двадцать миллионов гражданских. Но это не от неумения воевать - это немцы любили геноцид устраивать на оккупированных территориях. Умей РККА воевать, не было бы никакого геноцида.

intruder: Борис, Х-Мерлин Простите, но накипело! Крамник Илья пишет: это немцы любили геноцид устраивать на оккупированных территориях. А не надо было грозится, что шапками закидаем, а потом смываться до Волги !!! Мы правды никогда не узнаем, но и «коммунистическим счетчикам», если на то пошло, веры тоже немного.

vova: Для intruder:Ага! Если б не грозились, то И-15 бис гоняли бы «фридрихов» за милую душу - хвастовство подвело? И Ю-87 не то что в танк, а в Брестскую крепость не попадал бы? А так немцы обиделись на хвастунов и затоптали всю Европу одной левой от обиды. Французы вон не хвастались (но весь мир считал что сильнейшая армия в Европе) а за 2 недели от «бойцов» один Де Голь и остался. Извините , но тоже накипело! Как сказал недавно в интервью Язов: «вы серьезно считаете что хуже воюющая армия может победить?» Вспомните итальянцев в Африке.

Крамник Илья: Прошу администратора образовать отдельную тему: Потери в ВМВ, и вынести туда соответствующие сообщения отсюда. Сколько мифов.... все любят советские танки считать (причем весь выпуск в 30х годах), забывая, что от их числа на западной границе находилось меньше половины (страна большая, та же проблема что и англичан с флотом - трудно собрать все силы в одном месте) а по числу исправных танков на ТВД мы немцев дай бог, если в 1,5 раза превосходили... Самолеты тоже любят считать, а там та же проблема.... а вот 2 лишних миллиона вооруженных рыл на 22 июня за немцев никто не считает, почему то.... А ведь войну пехота выигрывает, в итоге. «Рядовой пехотный Ваня» (с)

intruder: vova пишет: Как сказал недавно в интервью Язов: «вы серьезно считаете что хуже воюющая армия может победить?» Я бы в одном с Д.Т. не согласился - победила не армия, победила страна и народ. А армия то как раз в 41-42 годах сдулась . Я наверно не правильно выразился - грозили не немцам, а своих обманывали и сами обманулись.

intruder: Крамник Илья пишет: «Рядовой пехотный Ваня» (с) Не (С) Крамник Илья, а (С) Леонид Быков-Маэстро. Плагиатец :-). Шучу. Крамник Илья пишет: А ведь войну пехота выигрывает, в итоге. А вы битву при Омдурмане вспомните. И все что за ней последовало.

Крамник Илья: intruder: это когда англичане пулеметами дервишей порезали? Так вы бы еще покорение Ермаком Сибири вспомнили, когда местные народцы от ружья в обмороки падали, считая, что к ним злые духи пожаловали. Я имею в виду равных противников. А копирайт не расшифовывал, т.к., думается, все и так знают автора цитаты.

Борис, Х-Мерлин: Крамник Илья пишет: цитатаПрошу администратора образовать отдельную тему - сделайте сами, вы ведь взрослый уже :)

Крамник Илья: Сделать нетрудно, а перенести? ;-)

intruder: Крамник Илья пишет: Я имею в виду равных противников. А такое вообще бывает?

Крамник Илья: ответ будет в новой теме.

Serg: Здравствуйте, Для Крамник Илья: у меня пара вопросов к Вашему знакомому. Как велся учет потерь противника и как затем расписывали по пилотам подбитую технику. Были ли в полку танковые специалисты и каков их счет. intruder пишет: цитатаЭто я к тому, что фантазия у людей бурная. Куски мяса, пардон, и от взрывов в радиаторы могло закинуть, но чтобы на высоте менее 2 м летать? Да и немцы че дураки - хоть пригнулись бы чтоли :-))) Есть факты выравнивания самолета на высоте 2-3 м. Потому не удивлюсь что пилоты могли взять да какому-нибудь неверующему голову срубить. Но все-же задам второй вопрос - какая минимальная высота при выходе из пикирования известна Григорию Григорьевичу. Ну и напоследок пожелаю ему всех благ и крепкого здоровья.. С уважением, Serg

Крамник Илья: Хорошо. :-)

ilinav: **Как велся учет потерь противника и как затем расписывали по пилотам подбитую технику. Были ли в полку танковые специалисты и каков их счет. У Перова и Растренина есть кое что по этому поводу. Так штурмовики честно докладывали: стрелял. бомбил. видел взрывы в колонне. потери противника - ХЕЗ (не до этого). А уже на дивизионном или полковом уровне начинали сказки наверх сочинять. Вообще ИМХО штурмовику узнать нанесённый собой ущерб архисложно, если только пехота место обработки захватит. Так встречал в воспоминаниях, что де был в одном полку один лётчик, который фотографировал место своей обработки (ещё один заход) для подтверждения и получения больше денег. Сбили конечно дурака. ** Ну и напоследок пожелаю ему всех благ и крепкого здоровья.. Присоединяюсь.

Крамник Илья: Передаю ответы на некоторые вопросы: По поводу танковых специалистов и личного счета по танкам: не было, за отсутствием оного учета. Илы с 37-мм в полку иногда появлялись в кол-ве 1-2 звеньев, но очень быстро спихивались. Не любили их пилоты. Или перешивали на 23 мм. Основной противотанковый способ - шестерка (восьмерка, эскадрилья) с прорвой ПТАБов. Летчикам считали крупные объекты: типа подавленных батарей, уничтоженных эшелонов, вызванных больших пожаров. Танки, и побитые на аэродромах самолеты считали на эскадрилью или полк вместе. Контроль осуществлялся проходом пары (звена) штурмовиков с фотообрудованием после удара. Про выход из пикирования: как такового пикирования не было - 20-30 грд трудно назвать пикированием. Низкое выравнивание - сплошь и рядом - ветки привозили в воздухозаборниках, солому с крыш, сено со стогов. «Стрижка голов» - явление наблюдавшееся один раз конкретно в районе Кривого Рога, где был просто горизонтальный полет на сверхнизких, и машины периодически просаживались.

Валера: Крамник Илья пишет: цитатаВосемь миллионов безвовзвратными Это вы считаете с пленными или только убитые на поле боя или с умершими в госпиталях тоже? Насколько я помню только пленных было миллионов 5-6. И выжило из них меньшинство.

Крамник Илья: Валера, всех. Пленных было миллионов 5-6 по немецкому счету, по которому все захваченные мужики старше 16 и младше 60 в военнопленные записывались. А мы значительную часть этих «пленных» числим как угнанное гражданское население. Просьба вопросы о потерх задавать в соответствующей теме.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаИлы с 37-мм в полку иногда появлялись в кол-ве 1-2 звеньев, но очень быстро спихивались. Не любили их пилоты. Добрый день, Илья1 Почему не любили? Потому, что сложнее стрелять, большая вибрация при выстреле, и как следствие - уход с курса, или просто субъективно любим блондинку, остальных просто имеем? Крамник Илья пишет: цитатаветки привозили в воздухозаборниках, солому с крыш, сено со стогов. Илья, я лично на ИЛ-2 никогда не летал, но могу сказать по собственному опыту на АН-2, что ветки в воздухозаборнике - это гарантированное летное происшествие, проще говоря, падение ВС. Сергей Н.

Крамник Илья: Сергей: 1) Как я понял, да, не любили потому, что сложнее стрелять, и ухудшались ЛТХ. 2) Ветки - моя оговорка. Мне было сказано, что неоднократно «стригли верхушки», и «зелень в воздухозаборниках привозили». Впрочем, летные происшествия из-за низкого выравнивания тоже были, надо будет их число уточнить.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаухудшались ЛТХ Насколько я понимаю, стрельба из 37-мм авиационной пушки велась одиночными выстрелами. При штурмовке нужно море огня и удержание машины на «боевом». Получается, что ИЛ-2/37 становился либо легкой добычей (невозможно с первого захода точно попадать на слишком высокой скорости), либо постоянно промахивался. Хотя, кто его там знает. Да, Илья, смею напомнить о документации. Заранее благодарю, Сергей Н.

Крамник Илья: да нет, стрельбу вели короткими очередями тоже. (по площадным целям) Ухудшение ЛТХ имеется в виду и просто по факту установки таких бандур. О документации - забыл спросить, пардон.

vova: Для Крамник Илья: Для площадей калибр мал, для танков тоже малоэффективен (с очень большой долей везения можно подбить 37мм снарядом танк, да еще при пикировании с 20 град). Для пехоты очереди из 20-23мм пушек более чуствительные (действительно накрывают площадь - боекомплект позволяет), а против танков самое действенное - ПТАБЫ. Я думаю , что и у немцев Не-126 и Ю-87 с 37мм дурой были малоэффективны (больше уже привычного свиста), разве что против Т-60, Т-70 (в борт), да «сучек».

Крамник Илья: Площадная цель - это скопление автомобилей на площади, или эшелонов на станции. По одному вагону промажет - так соседний зажжет.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаПо одному вагону промажет - так соседний зажжет. Если попадет.

Крамник Илья: цитатаЕсли попадет. Там вероятность попадания пропорциональна площади цели. ;-) А если пути перед вокзалом сплошняком забиты эшелонами, то она довольно высока. Но так или иначе, эффективность НС-37 летчики 672 ШАП расценивали не слишком высоко.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатапути перед вокзалом сплошняком забиты эшелонами, А в воздухе барражируют истребители прикрытия, а на земле стоят зенитные орудия, пулеметы и прочие средства поражения. Так что, скорее всего пульнете Вы из своей 37-мм в белый свет, как в копеечку, а там уже и на второй круг уходить пора.

vova: Сергей Н. пишет: цитатаа там уже и на второй круг уходить пора. - если будет кому! Станции , как и аэродромы имеют хорошую ПВО, это не эшелон на перегоне. Много не покружишь.

Сергей Н.: Для vova: Именно это я и сказал.

Крамник Илья: цитатаА в воздухе барражируют истребители прикрытия, а на земле стоят зенитные орудия, пулеметы и прочие средства поражения. ПВО немцев была отнюдь не такой страшной, а истребители не такими активными. В интервью приведены цифры - 240 БОЕВЫХ вылетов - 18 воздушных боев, всего две вынужденные посадки, обе на свой аэродром, и ни одного ранения. Про истребители я отдельно еще спрашивал: В: А вообще истребителей противника опасались? О: Кто, мы? Это они нас боялись. Я же говорил, их в этот период уже почти не видно было. Очень редко когда активно наседали.

ilinav: цитатаПВО немцев была отнюдь не такой страшной, а истребители не такими активными. В интервью приведены цифры - 240 БОЕВЫХ вылетов - 18 воздушных боев, всего две вынужденные посадки, обе на свой аэродром, и ни одного ранения. Илья, гораздо интереснее было бы узнать статистику по полку. Это возможно? Вот вопрос назрел. Как Дед оценивает организацию наших ВВС на тактическом уровне (с чем он сталкивался). Как она измменялась со временем. Как вообще человеческие отношения были в полку? Отношение к замполитам и особистам.

Крамник Илья: передам вопросы.

Сергей Н.: Крамник Илья пишет: цитатаНо так или иначе, эффективность НС-37 летчики 672 ШАП расценивали не слишком высоко. Добрый день Илья! Только что был на сайте RUSSIAN BATTLEFIELD, где очень подробно рассказывается об авиапушке НС-37, установленной на ИЛ-2. Как я и предполагал, самолет стал вялым на вираже, пушки при выстреле давали очень сильную отдачу и т.д. Словом, рекомендую почитать: www. battlefield.ru/library/bookshelf/il2/il2_4_r.htm Сергей Н.

Крамник Илья: Ссылочка не открывается - злобные админы ставят параноидальные настройки безопасности, но так или иначе, о недостатках Ил-2-НС-37 я уже знаю. И из бесед с ветеранами, и из того же Перова с Растрениным. Но все равно, спасибо. Вообще, ИМХО, НС-37 замечательно смотрелась во фронтальной батарее истребительных вариантов Ту-2. Этой машине отдача НС-37 ничего не сделает, и нагрузка грошовая.

Сергей Н.: Для Крамник Илья: Добрый день, Илья! Если интересует, то рекомендую книгу Нудельмана А.Э. «Пушки для боевых самолетов», М, 1988 г.

Крамник Илья: Было бы интересно. А ее сейчас купить где-нить можно? Или в сетке найти?

Sin: Сергей Н. пишет: цитатаВы, может быть, поинтересуетесь у Черкашина, не сохранил ли он инструкцию по летной эксплуатации, может еще какие-то документы по Ил-2? Есть в Инете (могу дать ссылку, но не сейчас)... скан Рeководства, 43 год. На Ил-2.

Sin: Сергей Н. пишет: цитатаВы, может быть, поинтересуетесь у Черкашина, не сохранил ли он инструкцию по летной эксплуатации, может еще какие-то документы по Ил-2? Есть в Инете (могу дать ссылку, но не сейчас)... скан Рeководства, 43 год. На Ил-2.

Сергей Н.: Для Sin: Добрый день! Буду весьма признателен, если подскажете, где найти материал. Заранее благодарю, Сергей Н.

Сергей Н.: Для Крамник Илья: Добрый день, Илья! Очень прошу связаться со мной по e-mail: spares@galika.ru. Есть достаточно интересное дело по литературной части. Заранее благодарю Сергей Н.

Sin: Сергей Н. пишет: цитатаБуду весьма признателен, если подскажете, где найти материал. http://win.www.airwar.ru/other/bibl/il2rle.html И очень советую почитать и покачать - http://win.www.airwar.ru/other/bibl_r.html

Сергей Н.: Для Sin: Добрый день и огромное-огромное спасибо за информацию по ИЛ-2. Сергей Н.

Sin: Сергей Н. пишет: цитатаДобрый день и огромное-огромное спасибо за информацию по ИЛ-2. Пожалуйста :) Правда, классный материал? :))

Сергей Н.: Для Sin: Материал действительно классный. Восприятие через комикс (картинку) более эффективно, чем просто по голому тексту. К слову сказать, у меня жена сейчас учится летать, так мы достали книжку - учебник по летному делу 1935 года выпуска. Там такие-же картинки, только ч/б. Сделано для начинающих просто великолепно. Как летчик, могу сказать, что после изучения РЛУ ИЛ-2 можно приступать к самостоятельным вылетам. Жаль только нет у нас летающих экземпляров.

andrew1965: Илья, спасибо за статьи! Заинтересовала деталька -- почему в титуле одной из них стоит Ту-16-К-10-26? Имел честь млужить на этих машинах на излете их славы, в 1987 -- 1988 гг. и занимался консервацией ракетоносцев в 1988 году перед переучиванием на Ту-22М3. Служил в авиации Северного Флота, 924 ГМРАП, Оленегорск. Делюсь своей статьей на тему авиации, ядерных испытаний и Ту-16 в частности: http://pressa.irk.ru/index.php?id=3&n=300&p=7346 Буду рад прочитать отзыв на форуме, еще больше -- по andrew1965@mail.ru или andrew1965@pressa.irk.ru С уважением -- Андрей Давыдов



полная версия страницы