Форум » Вооружения, двигатели, самолеты » Главный калибр в ВВС РККА » Ответить

Главный калибр в ВВС РККА

Anarchist: здесь помимо прочего утверждают, что в ВВС РККА всё же использовали ФАБ-5000. Насколько это утверждение соответствует действительности? И [if true] никто навскидку не подскажет: насколько часто, где и с какой эффективностью их применяли?

Ответов - 7

MG: Anarchist пишет: Насколько это утверждение соответствует действительности? Так вроде здесь что-то было http://www.aeroreview.ru/?/pages/ako/ako_200602_052056/ako_200602_052056.htm И на одной из старых веток ко времени Ар-2 поднималось

Zero: Anarchist пишет: помимо прочего утверждают, что в ВВС РККА всё же использовали ФАБ-5000. В мемуарах Шелеста "Дни и ночи напролет" описывался вылет Пе-8 с 5 тонной бомбой на Кенигсберг(помоему). Причем очень подробно описывалась как и сама бомба, как и то что она в бомболюк не влазила:). Выглядили достоверно мемуары.

Scif: ЕМНИП ФАБ -5000 применялись с Пе-8 по фортам Кенигсберга. Результат= "не очень". в какой то ветке по Пе-8 обсуждали.


MG: Да под Курском вроде где-то было...

MG: По Родионову: В начале 1943 года вслед за первой машиной Пе-8 системой подвески ФАБ-5000 было оборудовано еще несколько самолетов В ночь с 10 на 11 апреля 1943 АДД произвела налет на Кенигсберг, впервые применив пятитонки. Через день – повторили В начале 1943 г. ГУ АС ВВС дало задание КБ-35 НКБ разработать и изготовить пять авиабомб особо крупного калибра для их боевого применения с самолетов Пе-8 15 апреля 1943 Пе-8 (ТБ-7) N 42029 c только что испытанными моторами АЧ-30В перелетел из Казани в Кратово для испытаний ФАБ-5000 (1103,116). Есть мнение, что АШ-82 на Пе-8 в это время еще не были испытаны, но это не так. В ночь с 28 на 29 апреля 1943 впервые с Пе-8 (ТБ-7) была сброшена бомба ФАБ-5000 на Кенигсберг. Потом бомбили и на Курской дуге. Эффективность была лишь немногим выше, чем у ФАБ-2000 (434,8). Это был экипаж Пе-8 М-30Б N 42029 747 п под командованием Перегудова и сбросили с 5800 м (1564,9). По другим данным первое использование ФАБ-5000 произошло только в ночь с 26 на 27 мая 1943 по Могилеву. В апреле 1943 на склады 746 полка поступила первая ФАБ-5000 28 апреля 1943 г ряд тяжелых бомбардировщиков Авиации дальнего действия сбросил первые серийные бомбы на береговые укре ния Кенигсберга”. Однако по документам как раз в то самое время ФАБ-5000 сами проходили полигонные испытания. Получается, одно и то же время в КБ-35 НКБ создали “серийные тяжелые фугаски” двух типов. Можно долго сопостав цифры и даты, хотя в 1943 г. бомбить “береговые укрепления Кенигсберга” ровно за год до начала штурма вроде как-то нелогично (7453). 29 апреля 1943 года с Пе-8 4М-30 №42029 45-й дивизия АДД была сброшена бомба ФАБ-5000 на Кенигсберг. По данным агентурной разведки стало известно, что эффект от взрыва был близок к ожидаемому 26 мая 1943 в ночь на 27 мая Пе-8 (ТБ-7) N 42029 c только что испытанными моторами АЧ-30В и какой-то другой летали из Кратово на первое испытание ФАБ-5000 по немецкому гарнизону в Могилеве. Летали полковник Зеленский и майор Н.А.Ищенко (1103,116). Было две ФАБ-5000 и бросали п 746 полка Ищенко и Зеленский. Всего в эту ночь на Могилев сбросили 74 т (1564,10). По другим данным первое применение было в ночь с 28 на 29 апреля по Кенигсбергу. В ночь на 4 июня 1943 экипаж 890 полка под командованием Шамрая сбросила ФАБ-5000 на ж/д узел в Орле 3 июля 1943 с Пе-8 (ТБ-7) сбросили две ФАБ-5000 по железнодорожному узлу в Орле. Рапортовали, что взрыв сопровождался пламенем и дымом, похожими на взрыв бензиновых емкостей. 45 дивизия сбросила 110 бомб общим весом 57.76 т 12 июля 1943 майоры Н.А.Ищенко и Каминский применяли ФАБ-5000 на Курской Дуге по деревне Прогресс и высоте 254.9 м (1103,118). По другим данным это было в ночь перед началом нашего наступления и летали Каминский и Шатров. Бросали на поселок Прогресс и на высоту 254.9 м - первое тактическое применение 18 июля 1943 ФАБ-5000 сбрасывали с Пе-8 (ТБ-7) N 42059 и N 422110 по вокзалу в Орле Шатров и Додонов. Эффект был не очень-то существенным, хуже чем у ФАБ-2000 В июле 1943 года ФАБ-5000 обрушивались в ходе начавшейся Курской битвы на войска противника и на Орел. Всего до весны 1944 года на головы немцев было сброшено 13 ФАБ-5000 В начале 1944 две ФАБ-5000 сбросили с Пе-8 (ТБ-7) на Хельсинки В ночь на 7 февраля 1944 был массированный налет 16 Пе-8 (ТБ-7) на Хельсинки и с Пе-8 N 42410 под управлением Н.А.Ищенко и какого то другого - Шамрая (1564,11) сбрасывали 2хФАБ-5000тга по кабельному заводу и ж/д станции. Кроме того сбросили 6хФАБ-2000тга и 6хФАБ-2000 (1103,134). 9 марта 1944 группа в ходе Проскуров-Тернопольской операции ш нанесла удар по ж/д станции Браилов и движение на этом участке прекратилось на двое суток (340,189). 9 марта 1944 был последний сброс ФАБ-5000. Экипажи 25 гп (б. 746) Зеленского и Олейникова. Всего из поступивших 18 ФАБ-5000 сбросили 13 и одну использовали на испытаниях

MG: В апреле 1943 года на Софринском КИАП провели полигонные испытания ФАБ-5000. Бомбы были снаряжены смесью ТГА и укомплектованы шестью взрывателями - по одному АПУВ в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя АВ-1М с установкой на мгновенное действие. Основной целью испытаний было проверить прочность бомбодержателей самолета и безотказность их работы при подвеске ФАБ-5000, поведение бомбардировщика на взлете и в воздухе с подвешенной авиабомбой, а также выявить надежность и полноту взрыва авиабомбы и подтвердить ее расчетную баллистику. Боеприпас подвешивали, как и ФАБ-2000, на два бомбодержателя с замками Дер-20У. При этом ее стабилизатор “не вписался” в пределы бомбоотсека на 350 мм и его пришлось обрезать. В бомбовый отсек ФАБ-5000 поднимали с помощью шести штатных лебедок БЛ-4. Официально считается, что конструкторы боеприпаса учли размеры бомбоотсека самолета Пе-8, однако в подвешенном состоянии корпус авиабомбы лишь наполовину скрывался в нем. Створки люка, ложась на бомбу, закрывались лишь на 30°. После пробной рулежки самолета по аэродрому специалисты осмотрели замки и подвесную систему, убедившись, что они выдержали растряску. В ходе летных испытаний выяснилось, что бомбардировщик с ФАБ-5000 взлетает нормально, а его пилотирование не отличается от обычного. Правда, максимальная скорость машины на крейсерском режиме за счет ухудшения аэродинамики снизилась на 10-15 км/ч. В ходе испытаний сбросили две авиабомбы - с высоты 4000 и 13300 м. Первая упала на поляне и дала полный взрыв, образовав воронку диаметром шесть и глубиной три метра. Трава, окружающая воронку, была сорвана и сожжена в радиусе 40-150 м на общей площади около 13000 м2. Пни, находившиеся на поляне, были обожжены, а некоторые из них загорелись. Вторая бомба упала на густой строевой лес. В результате образовалась воронка диаметром восемь и глубиной три метра. В радиусе 55-70 м взрывной волной полностью снесло деревья с диаметром стволов 150-500 мм. По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетов Пе-8 вполне допустимо. Все агрегаты бомбардировочной установки, подвесной системы и системы подъема авиабомб работали безупречно, исключая единственный случай отказа аварийного сбрасывателя (его причина осталась невыясненной) (7453). Технологически ФАБ-5000 относилась к авиабомбам сварной конструкции с сильно развитой системой дополнительных детонаторов. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали. Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, тщательно проваривая двухсторонним швом все стыки. Снаряжали авиабомбы через два специальных люка диаметром 200 мм в цилиндрической части корпуса, закрываемых крышками на болтах. Вдоль продольной оси авиабомбы располагался сплошной запальный стакан, выполненный из тонкостенной бесшовной трубы диаметром 108 мм, концы которой приваривали к головной и хвостовой втулкам взрывателей, также приваренным соответственно к головке и конусу авиабомбы. Детонаторы в запальный стакан вкладывали через хвостовую втулку, после чего закрывали ее конической крышкой с резьбой под взрыватель. Боковые запальные стаканы с втулками под |взрыватели крепили к цилиндрической части авиабомбы также сваркой. Между собой и с продольным запальным стаканом они соединялись приваренными стальными планками. Поскольку масса боевого заряда ФАБ-5000 намного превышала суточную норму выработки целого снаряжательного завода, снаряжали каждую из них в течение недели, дocтaвляли взрывчатое вещество порциями на особо охраняемую заводскую площадку. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное колцо хвостовой втулки. Его перья к угольникам конической сти авиабомбы, как и стальные 5-мм растяжки, привареные к ним для жесткости, притягивали 14-мм болта. Поскольку ФАБ-5000 транспортировали без укупорки для предохранения деталей ее запальных стаканов и снряжательных люков от деформации приваривали угоковые профили. В замки бомбодержателей самолета бо подвешивали на специальных поясах. Начиная с 1944 для окончательного снаряжания ФАБ-5000 начали пользовать однотипные универсальные авиационные взрыватели АВ-1Ф, благодаря всюдубойному ударному ханизму допускавшие их установку в головное, донное и боковое очко боеприпаса 6 мая 1943 г. отдельным приказом НКО.№ 0340 ФАБ-5000 приняли на вооружение ВВС. Для серийного изготовления ФАБ-5000 в КБ-35 НКБ разработали рабочие чертежи, утвержденные Научно-техническим журналом № 063 от 1943 г. и присвоили ФАБ-5000 номер чертежа 3-01234 и индекс ВВС - 7-Ф-419. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличили до шести для большей надежности, полноты и скорости детонации (7453). 6 мая 1943 г. вышел ПРИКАЗ № 0340 О ПРИНЯТИИ НА ВООРУЖЕНИЕ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ НОВЫХ АВИАБОМБ И ВЗРЫВАТЕЛЕЙ, ПОРЯДКЕ ИХ КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ 1. Принять на вооружение ВВС Красной Армии следующие новые авиабомбы и взрыватели, разработанные в 1942—1943 гг.: Наименование авиабомб и взрывателей Каким взрывателем комплектовать Основное назначение авиабомб и взрывателей 1. АД “а” — авиационный донный взрыватель мгновенного действия с капсюлем — детонатором — Для комплектования противотанковых авиабомб. 2. АД “б” — авиационный донный взрыватель мгновенного действия с капсюлем — воспламенителем. Для комплектования зажигательных авиабомб с донным очком. 3. ПТАБ-2,5— 1,5 противотанковая авиабомба калибра 2,5 кг, вес 1,5 АД “а” — 1 шт. Применять: по танкам, бронемашинам, артиллерии, мотомех. колоннам и колоннам живой силы противника, по железнодорожным узлам и эшелонам на перегонах,...* Минимальная высота сбрасывания — 70 м. При сбрасывании по складам с боеприпасами минимальная высота сбрасывания — 600 м. 4. ФАБ — 5000 кг — фугасная авиабомба весом 5000 кг. АПУВМ — 2 штуки, АВ-1 м — 6 штук Применять по особо важным целям по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего. Минимальная высота сбрасывания — 3000 м. 2. Главному инженеру ВВС Красной Армии обеспечить действующие части ВВС Красной Армии соответствующими указаниями по эксплуатации и применению новых авиабомб и взрывателей, а командирам частей и соединений — своевременное изучение, правильную эксплуатацию и наиболее эффективное применение новых авиабомб и взрывателей.

Zero: MG пишет: . бомбить “береговые укрепления Кенигсберга Шелест писал об ударе по портовым сооружениям.



полная версия страницы