Форум » Вооружения, двигатели, самолеты » Пикировщик Лаврентий Берия » Ответить

Пикировщик Лаврентий Берия

Scif: взято с цусимы-4 Вот статья из журнала "АС" № 2-3(5-6) 1993. М. Маслов Пикировщик Лаврентия Берии. Несмотря на отрицательное отношение к тяжелым многомоторным машинам, в предвоенный период в Советском Союзе появилось помимо ТБ-7 еще по крайней мере два таких проекта. Один из них был разработан Виктором Болховитиновым после того, как ему предложили использовать неожиданно рассекреченные дизели М-40. История же второго проекта изложена ниже. Начало этой работе в основном было положено в 1937 г., когда значительная часть конструкторов самолетов оказались в лагерях и тюрьмах НКВД. Очень скоро стало ясно, что техника сама по себе возникнуть не может. Поэтому в ведомстве Народного Комиссариата внутренних дел развернулась работа по созданию тюремных КБ-"шарашек" - благо опыт подобного использования конструкторов уже был. Всех, кто имел отношение к созданию боевой техники, стали собирать в подмосковном поселке Болшево. Андрей Туполев, до ареста являвшийся фактически первым лицом в советской авиапромышленности, стал ведущим специалистом и в тюремных условиях, во вновь создаваемой "шараге". Еще находясь в Бутырской тюрьме, он задумал создать мощный стратосферный пикирующий бомбардировщик, несущий крупные бомбы и обладающий сильным наступательным вооружением. В Болшево его идеи начали воплощаться на бумаге. И если первые самолеты АНТ несли в себе явный отпечаток конструктивизма, который им придавался рукой туполев-ского помощника Бориса Кондорского, то в тюрьме пришлось искать нового дизайнера. Им стал, тогда еще молодой, Сергей Егер, с этого момента - главный "рисовальщик" фирмы. Туполевские машины до сих пор несут в своем облике долю его души и характера. Проект двухмоторного бомбардировщика вместе с его главным конструктором был доставлен на Лубянку, лично к шефу НКВД Лаврентию Берии. Здесь Туполеву и было сообщено, что требуется не двух-, а четырехмоторный бомбардировщик. Более того, машина должна была воплотить в себе и высотность, и большую дальность, и возможность нести огромную бомбу весом 5 тонн! Стоит ли говорить, что воплощение этих порою взаимоисключающих требований было абсурдным. Причина однако имелась. Сталин, который был очень неравнодушен к крупным кораблям, не имея возможности построить свои, желал хотя бы уничтожить подобные у противника. Судя по предвоенной антианглийской направленности проектирования вооружений в СССР, ими должны были оказаться прежде всего линкоры Grand Fleet's. Андрей Туполев вместе с помощниками был отправлен проектировать четырехмоторного монстра, уже обозначенного Берией как самолет "ПБ" (Политбюро). Сроку им был дан месяц. Как очередная туполевская машина,он получил порядковый номер "57" (АНТ-57). Считается также, что этот самолет имел шифр "101", так как самолеты, проектируемые в тюрьме, в Спецтехотделе (СТО), обозначались номерами начиная с "сотни". Первой из них была машина Петлякова - "100" или "сотка", второй - машина Мясищева "102", и по логике для "57-й" явно перепадает номер "101". Однако по имеющимся у автора сведениям этот номер не был задействован. Желая выполнить взаимоисключающие требования, конструкторы стремились значительно уменьшить размеры самолета. Оснащенный четырьмя моторами М-105 он имел размах 26 метров, длину 15 метров и был значительно меньше ТБ-7. Одновременно велась работа и над двухмоторной машиной (шифр "58"), наличие которой должно было стать аргументом при отказе от четырехмоторного чудовища. Нужно отметить, что у этих двух конструкций, некоторые элементы -такие как оперение и отделяемая часть крыла, были одинаковы. Спустя месяц Туполев представил Берии оба проекта, обещая на двухмоторной машине данные даже брлее высокие, чем мог получить, а четырехмоторную всячески отвергая, насколько это было возможно в его бесправном положении. Взбешенный Берия отправил Туполева в одиночную камеру, а все материалы и доводы по самолетам представил "главному конструктору всех советских самолетов". О чем говорили Сталин и Берия - неизвестно. Однако идею самолета "ПБ" отложили в сторону, а Берия затребовал у Туполева еще более высоких показателей на двухмоторной машине. Этот самолет, получивший поначалу обозначение "103", а в последствии Ту-2, стал одним из выдающихся творений конструкторской мысли. И схема Спасибо Konstan . Konstan пишет: [quote] (шифр "58"), наличие которой должно было стать аргументом при отказе от четырехмоторного чудовища.[/quote] ФБ (103) АНТ-58

Ответов - 47, стр: 1 2 All

MG: ilinav пишет: Сама концепция пикировщика родилась в 30-е у амеров в ВМФ, и была творчески развита немцами. а джапы ?

ilinav: Anarchist пишет: За расцвет можно принять интервал до 1941 года (включительно), но не более. Но даже с учётом этого расцвет не бесспорен и не глобален. 1. Почему только до 41г? 2. Оружие, требуещее редких опытных кадров в тотальную войну, по определению не может быть глобальным. MG пишет: а джапы ? Я сосредоточился на фронтовой авиации. А ВМФ упустил. Там были свои закономерности.

Anarchist: ilinav пишет: 2. Оружие, требуещее редких опытных кадров в тотальную войну, по определению не может быть глобальным. Я недостаточно точно выразился. Под глобальностью понималась не общая распространённость, а наличие соответствующих требованиям времени машин у всех (хотя бы основных) воюющих сторон.


ilinav: Anarchist пишет: Под глобальностью понималась не общая распространённость, а наличие соответствующих требованиям времени машин у всех (хотя бы основных) воюющих сторон. Так были же. Все немецкие и наши бомберы проектировались под возможность бомбометания с пикирования. А амеров и саксов таки есамолёты в ВМФ. Это островные страны всё таки. Так и у них по военному времени в ВВС пикировщики вводили переделкой из истребителей или морских пикировщиков. За итальянцев и япов не скажу.

Anarchist: ilinav пишет: Все немецкие и наши бомберы проектировались под возможность бомбометания с пикирования. В такой формулировке - неверно! На начальном этапе проектирования предъявлялось требование - для всех немецких ещё можно согласиться, для наших - не уверен (скорее неверно). Ju-87 - полноценный пикировщик. Ju-88 (с потомством) - требование на этапе проектирования. На этапе реализации практически разучился пикировать. He-111 - не пикирует. Do-217 - не знаю. He-177 - ЕМНИП не пикирует. Остаются переделки на базе истребителей. Что далеко не похоже на всех. ilinav пишет: А амеров и саксов таки есамолёты в ВМФ. Это островные страны всё таки. Так и у них по военному времени в ВВС пикировщики вводили переделкой из истребителей или морских пикировщиков. Есть ещё такой параметр, как специфика целей.

ilinav: Anarchist пишет: В такой формулировке - неверно! Да, не совсем удачно выразил свою мысль. Поправлюсь. У немцев пикировщики просматриваются с конца 30-х во фронтовой авиации. Вслед за Ю-87, пикировать должны и Ю-88 и До-217. Всё таки Хе-111 и проч - это из первого послеверсальского поколения. Эти самолёты должны были иметь и конверсионную составляющую. А Хе-117 - стратег. Anarchist пишет: Есть ещё такой параметр, как специфика целей. Которая получается из стратегии. Для Англии и США стратегия непрямых действий применима, а для Германии и нас только стратегия прямых действий. Морские и континентальные страны.

Андрей Рожков: Немцы тоже хотели построить что-то подобное: В 1939 году работа над Не 177 внезапно застопорилась. Возникшие проблемы во многом объяснялись непродуманной тактики использования бомбардировщика. Например, очень много головной боли конструкторы получили, пытаясь удовлетворить требование приспособить самолет к сбрасыванию бомб в пике. http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/57/01.htm



полная версия страницы